Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Теория Макса Вебера

Макса Вебера называли «отцом социологи». Действительно, он рассматривает природу капитализма не только через философию, но и социологию. В чем же суть его теории? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Протестантизм в основе капитализма

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на воротах Виттенбергской церкви «95 тезисов». В этот момент католическая церковь находилась в глубоком кризисе, она выпускала индульгенции — бумагу, которая гарантировала искупление грехов. Мартин Лютер выступал против торговли индульгенциями. Он говорит об установлении нового духовного порядка. Главная ценность протестантской этики — это достоинство человека и его суверенность. Индивид самоценен, он выполняет роль наместника Бога на земле. Спасение возможно только верой, на него невозможно повлиять.
Фердинанд Пауэлс, «Лютер и 95 тезисов в 1517 году»
Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» находит взаимосвязь религии, культуры, социального устройства и экономики. Он говорит, что общество меняется, когда меняются производственно-экономические отношения. Политическая и экономическая системы определяются состоянием культуры. Определенные общества более склонны к созданию определенных экономических систем.

Капитализм по Максу Веберу

По мнению Макса Вебера, сознание определяет бытие. Сознание первично. В ценностной основе американской культуры, которую подробно описывает Макс Вебер, есть стремление к накоплению как рациональной черте. Человек должен рационально подходить к приобретению капитала и формированию расходов. Тот, кто не заработал, потерял. Внутри духа капитализма есть мысль, что если ты стоишь на месте, значит, ты откатываешься назад.
Макс Вебер описывает капитализм через несколько его основных черт. Главная из них — рационализация труда. Человек должен рационально подходить к введению экономики, нужно выбирать эффективные методы и пытаться сократить издержки. У человека есть способность к мышлению и суждению. Соответственно, он должен это качество максимизировать.

Критика подхода Макса Вебера

Чтобы рационально вести экономику, человек должен сопоставить издержки и доходы. Для этого ему также необходимо провести отделение предприятия от домашнего хозяйства. Но XX век показал, что у этого подхода есть серьезные ограничения. Рационализм без морально-этической стороны — это опасная вещь. Рациональная эпоха закончилась Первой мировой войной, Холокостом и геноцидом. Философы начали задумываться, а так ли хорош рационализм. После второй половины XX века начинается критика рационализма.
Постмодерн пытается преодолеть проблемы, которые были в модерне. Таким образом, Макс Вебер определяет «дух капитализма» как своеобразный строй мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии. Самый развитый капитализм возникает в странах, где распространен протестантизм. Макс Вебер говорит, что в протестантской этики, помимо накопления, есть и другие ценности: честность, полезность, прилежание. Эти вещи помогают обществу и делают его устойчивым.
ФИЛОСОФИЯ