Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем «Мой сосед Тоторо» Миядзаки?

«Мой сосед Тоторо» — пожалуй, самое трогательное высказывание Хаяо Миядзаки. Продюсеры не верили в эту работу, потому что она казалась им слишком простой. Тем не менее «Тоторо» стал одним из самых успешных проектов студии Ghibli. Так, о чем же эта сказка?

Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Детская сказка?

«Мой сосед Тоторо» — самый личный и трогательный фильм Хаяо Миядзаки. Его сюжет прост: сестры Мэй и Сацуки вместе с отцом переезжают из города в деревню, чтобы жить ближе к больнице, где лечится их мама. Они обустраиваются в новом доме, знакомятся с духом местного леса Тоторо, навещают маму. Однажды Мэй теряется, и Тоторо помогает Сацуки найти сестру. Вот и вся история.

Часто из-за простого сюжета и отсутствия серьезных конфликтов фильм называют детским. У главных героинь нет врагов: им не противостоят ни строгие учителя или родители, ни другие дети-задиры, ни опасные магические существа.
При этом в фильме очень много тревожащих моментов. Они виртуозно передают детское мироощущение и страхи: сильный ветер, заставший девочек и их отца в первую ночь в новом доме, беспокойство и тоска по болеющей маме, волнение за потерявшуюся сестру.

Миядзаки удалось создать уникальную историю, рассказанную с точки зрения ребенка. Даже кадр выстроен так, будто мы смотрим на мир снизу вверх. Поэтому неудивительно, что взрослому история может показаться не слишком насыщенной: в детстве дни кажутся длиннее, а любая мелочь превращается в большое событие.

Кто такой Тоторо?

Пушистый дух леса, очаровавший весь мир, не имеет единого прототипа. Очевидно, что он ёкай — так называют сверхъестественных существ японской мифологии. Он живет в кроне камфорного дерева, обвязанного жгутом из рисовой соломы с бумажными лентами. Любой японец знает, что такое место священно.

Внешне Тоторо напоминает одновременно сову, кота и тануки — енотовидную собаку. Само имя Тоторо — искаженное название европейского тролля. Это имя духу дает Мэй: она заимствует его из книжки «Три горных козла», которую в финальных титрах читает ей мама. Кроме того, рев, который издает Тоторо, когда общается с сестрами, похож на это слово.

Взгляды Миядзаки

Деревня, где люди живут в гармонии с природой, — это утопические фантазии Миядзаки, которого всегда волновали вопросы экологии. В «Тоторо» он не говорит о вине человечества перед планетой напрямую, как в других своих работах — «Принцессе Мононоке» и «Навсикае из долины ветров». Но сила Тоторо оказалась так велика, что он послужил источником вдохновения для реального экологического проекта «Лес Тоторо».


Взгляды режиссера разделяет и его персонаж, отец Сацуки и Мэй. Он археолог, который занимается периодом Дзёмон и культурой охотников-собирателей той эпохи, почитавших лес. «Давным-давно люди и деревья были друзьями», — говорит он дочерям.
Идеализированное прошлое — ключевой момент картины. Миядзаки с ностальгией вспоминает непростые для Японии послевоенные годы, на которые пришлось его детство. Режиссер создает Тоторо в 80-х — период так называемого экономического пузыря в Японии. В это время сильно росли цены и расцветал консьюмеризм, то есть потребительство. Миядзаки изображает в фильме простую деревенскую жизнь, наполненную созерцанием природы и ручным трудом. Он осуждает капиталистическую гонку и одержимость роскошью. Один из его первых фильмов «Небесный замок Лапута» посвящен героическим рабочим, а позже он снова обращается к этой теме в «Унесенных призраками».

В «Тоторо» Миядзаки еще не использует отталкивающие метафоры, превращая людей в свиней, а демонстрирует красоту традиционного японского пейзажа и честных людей, близких к земле. То, что режиссер так много экранного времени уделяет пейзажам, стало настоящим прорывом для аниме и вдохновило других аниматоров.
2024-01-15 21:42 КИНЕМАТОГРАФ