Если Древний Рим в массовой культуре нам показывают, как царство похоти и разврата, то людей средневековой Европы многие представляют целомудренным и аскетичным обществом. Так ли это на самом деле? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Как церковь смотрела на сексуальность?
Любовь и секс в христианской средневековой культуре были максимально разведены, и одно исключало другое. При этом секс считался греховным. Желание заниматься им ради удовольствия было порочным: главной целью полового акта всегда должно было быть деторождение. В этом же заключалась и цель брака. Поэтому слишком частые сексуальные связи даже между супругами осуждались.
Церковь хотела управлять абсолютно всеми аспектами жизни человека, а потому регламентировала даже позиции, в которых можно заниматься сексом. На самом деле такая позиция была всего одна — миссионерская.
Церковь хотела управлять абсолютно всеми аспектами жизни человека, а потому регламентировала даже позиции, в которых можно заниматься сексом. На самом деле такая позиция была всего одна — миссионерская.
Женская сексуальность подавлялась еще больше, чем мужская. Женщина представлялась искусительницей, которая, подобно Еве, хочет склонить мужчину к греху. Поэтому существовал культ девственности и чистоты, а секс без брака осуждался. При этом во многих регионах Европы возраст вступления в первый брак часто был высоким — примерно 23-25 лет.
Гомосексуальные отношения считались тяжким грехом и абсолютно не допускались ни для мужчин, ни для женщин. Но, как это бывало со многими табу в Средневековье, следовать суровым правилам были обязаны низшие слои, тогда как элите и аристократии позволялось многое.
Гомосексуальные отношения считались тяжким грехом и абсолютно не допускались ни для мужчин, ни для женщин. Но, как это бывало со многими табу в Средневековье, следовать суровым правилам были обязаны низшие слои, тогда как элите и аристократии позволялось многое.
Короли обладали правом первой ночи?
Для королей сексуальные отношения были вопросом первостепенной важности — ведь от количества людей на территориях феодала зависит его богатство. Чем больше людей будет платить налоги, тем лучше. Кроме того, всех этих людей можно собрать в ополчение и отправить воевать против соседнего графа. Поэтому феодалы достаточно ревностно относились к вопросам деторождения и стремились контролировать их юридически. Например, закрепить «право» на детей жены, которая до брака жила на землях какого-нибудь другого сеньора. Регулирование самих сексуальных отношений между крестьянами феодалов особо не волновало, главное — чтобы они «плодились и размножались».
Одним из главных мифов о Средневековье стало право первой ночи, которое якобы позволяло феодалу возлечь с чужой невестой после ее свадьбы. В реальности подобных законов никогда не существовало. Несомненно, сеньоры обладали огромной властью над своими подданными, но формально закрепленного права первой ночи у них никогда не было. Миф об этом праве возник во времена Просвещения, в XVIII веке. Его придумали, чтобы показать, как варварски жили раньше и как все замечательно теперь.
Секс в небольшом городе
Несмотря на осуждение сексуальных связей, бордели были одними из самых распространенных учреждений в средневековых городах. Они были буквально повсюду. На проституцию смотрели как на «необходимое зло»: она была нужна, чтобы мужчины не совращали добросовестных женщин.
Сексуальные связи между любовниками и супругами во многих смыслах были делом непростым. Люди всегда были на виду: за ними зорко следила община. Жители деревень наблюдали также за подозрительными связями, и неосторожное поведение могло навлечь суровое осуждение.
Сексуальные связи между любовниками и супругами во многих смыслах были делом непростым. Люди всегда были на виду: за ними зорко следила община. Жители деревень наблюдали также за подозрительными связями, и неосторожное поведение могло навлечь суровое осуждение.
Так что в средневековой европейской культуре отношение к сексуальным связям было странным и противоречивым. Хотя половые отношения осуждались и контролировались церковью, бордели были разрешены, а эпидемия сифилиса, от которой должно было уберечь воздержание, захватила Европу за несколько лет.
Нам важно понимать, что многое о средневековых нравах мы знаем из церковных документов. Поэтому, возможно, весь этот жесткий контроль был лишь попыткой вмешаться в частную жизнь людей, а за пределами церкви люди могли испытывать удовольствие, не стыдясь и не боясь греха.
Нам важно понимать, что многое о средневековых нравах мы знаем из церковных документов. Поэтому, возможно, весь этот жесткий контроль был лишь попыткой вмешаться в частную жизнь людей, а за пределами церкви люди могли испытывать удовольствие, не стыдясь и не боясь греха.