Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему музыка так важна в кино?

Музыка — не просто фоновое сопровождение кинофильма. Она становится его ключевым элементом, взаимодействует с визуальными образами и сюжетом, углубляет эмоциональную глубину и описывает скрытые смыслы фильма. Благодаря музыке кино приобретает новые измерения, обретает способность проникать в душу зрителя. Рассказываем подробнее в статье.
Время чтения: 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Игра в узнаваемость

Звук — неотъемлемая часть создания магии в современном кинематографе. Он помогает перенести зрителя в иной мир, обогащает визуальные образы и подчёркивает важные моменты фильма. Звуковой дизайн включает в себя множество элементов, одним из которых и является музыка. Вместе с фоновыми звуками, разнообразными эффектами, и диалогами она создаёт нужную режиссёру атмосферу и вызывает эмоциональный отклик у зрителя.
Самый яркий пример узнаваемой мелодии — Hedwig's Theme из серии фильмов про Гарри Поттера. Её начальные ноты настолько известны и легко выделяемы из общего звукового окружения, что любой фанат (и даже не фанат, а просто посмотревший фильмы один раз в компании) способен опознать их. Эта музыка по своей знаковости находится на одном уровне с «Имперским маршем» из «Звёздных войн», который тоже распространился далеко за рамками конкретных фильмов и стал поп-культурным феноменом.
Первые ноты узнаваемой мелодии из фильма «Гарри Поттер и философский камень»
В каждом фильме про Джеймса Бонда можно найти так называемую «Bond Theme» — мелодию, которая появлялась в франшизе ещё со времён самого первого фильма. Её написал Монти Норман в 1962 году, но в кино она нередко звучала не в оригинальной версии, а в многочисленных обработках и вариациях. Несмотря на это, узнаваемость сохранялась.
А ещё в серии бондианы принято пускать заглавную песню в начале фильма после короткой вступительной сцены. Это стало своеобразной «визитной карточкой» серии фильмов, а многие треки после премьер поднимались в рейтингах Великобритании и США на высокие позиции и оставались там продолжительное время. Последние, Skyfall, Writings on the Wall и No Time to Die, вовсе выиграли «Оскар» и ряд других премий — они не только подошли по настроению к бондиане, но и оказались мощными самостоятельными произведениями.
«007: координаты "Скайфолл"» (2012), реж. С. Мендес

Часть большого звукового полотна

Музыка тесно переплетается с другими элементами звукового окружения: ненавязчиво играет во время спокойных диалогов, нарастает при развитии конфликтов, играет со зрителем в напряжённых сценах погонь или во время попыток спрятаться от назойливых призраков и других монстров. Поэтому так важно виртуозное сочетание музыки и остальных частей звуковой дорожки: она не должна перекрывать голоса, однако без слышимого музыкального сопровождения кино будет ощущаться неполной, незаконченной работой.
Музыка может помочь установить временной период или место действия фильма. Одними костюмами и декорациями невозможно передать дух эпохи, но если сочетать их с использованием музыки определенной эпохи, такой как рок 60-х или джаз 20-х годов, то у зрителя сложится в голове картинка об эпохе. Такое влияние музыки на зрителей можно увидеть в фильме «Великий Гэтсби», где элегантные музыкальные композиции 1920-х годов передают ощущение «ревущих двадцатых», беззаботности, склонности к эпатажу и роскоши.

Связь музыки и действия

Музыкальные мотивы могут стать идентификационными знаками героев, создавать ассоциации с определенными эмоциями или символами. Например, главным героям часто дают собственные музыкальные темы, которые звучат при вводе персонажа в действие фильма, а потом ненавязчиво появляются на протяжении всей картины. Это похоже на то, как оперирует музыкальный спектакль: у каждого есть своя партия, а в хоровых сценах они сливаются в единое звучание, где всё ещё можно вычленить отдельные темы.
Музыка тесно взаимосвязана с монтажом, она создаёт гармоничное единство звукового и визуального контента. Ритмическая синхронизация музыки с кадрами и сменой планов позволяет эффектно усилить эмоциональную интенсивность фильма. Благодаря этой синхронизации зритель чувствует единство происходящего на экране, сцены не «выпадают» и становятся единым нарративом, разворачивающимся в объективе камеры.
Этим пользуются для придания контрастности сценам: когда режиссёр показывает диалог по телефону, во время которого один герой злится, а другой остаётся спокоен, музыка меняется от кадра к кадру. Это работает и при смене планов: когда Братство Кольца идёт по просторам Средиземья, зрители слышат эпичную сопровождающую музыку и видят природные просторы, снятые общим планом. А после, когда кадр изменяется и герои снова оказываются вблизи, музыка меняется тоже: от торжественно-возвышенной к незаметной на фоне.
«Властелин колец: Братство Кольца» (2001), реж. П. Джексон
Темпоритм музыки также играет важную роль. Быстрый и энергичный ритм подчеркивает динамичные и экшн-сцены, придавая им дополнительную напряженность. С другой стороны, медленные и затянутые музыкальные фразы могут создавать атмосферу интриги или меланхолии, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя в моменты драматических признаний, открытия тайн, погружения в воспоминания об ушедших днях.

Эмоциональный опыт зрителя

Звучание музыки в кино имеет мощную силу воздействия на человеческие эмоции. Она способна вызывать трепет, напряжение, радость или грусть, создавая таким образом настроение, которое влияет на восприятие и понимание происходящего на экране. Музыкальные мотивы и тематические вариации помогают устанавливать эмоциональный тон каждой сцены.
В фильмах ужасов или триллерах резкие скрипки, низкие басы и непредсказуемые звуковые эффекты вызывают у зрителей чувство страха и неопределенности, дополняя визуальные сцены и создавая пугающую атмосферу. А в романтической сцене мягкие и нежные мелодии подчеркивают эмоции между героями, задают атмосферу любви и принятия.
КИНЕМАТОГРАФ МУЗЫКА