Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина Петрова-Водкина «Смерть комиссара»?

Одной из наиболее значимых работ Петрова-Водкина является картина «Смерть комиссара», созданная в 1928 году. Работа представляет собой важный исторический документ, описывающий события Гражданской войны. Какой смысл несет в себе картина, рассказываем в статье.

Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Кто стал прототипом комиссара?

Трилогия Кузьмы Петрова-Водкина, включающая в себя картины «На линии огня» (1916), «После боя» (1923) и «Смерть комиссара» (1928) проникает в суть исторических событий, отражая их трагизм. «Смерть комиссара» завершает трилогию, являясь самым мощным и эмоционально насыщенным произведением.
«На линии огня» (1916), «После боя» (1923)
В процессе работы над картиной Петров-Водкин создал несколько эскизов маслом и карандашных рисунков. Одним из ключевых моментов в подготовке картины стало создание эскиза, который послужил основой для композиции, но в нем главный герой был изображен как просто умирающий человек, поддерживаемый бойцом.

Петров-Водкин рассматривал два варианта картины: в первом комиссар уже умер, а во втором он еще жив. Художник стремился передать образ типичного рабочего того времени. Он рассуждал о том, что комиссар должен быть типографическим рабочим из Петербурга, возможно, с татарскими или мордовскими корнями.

Прототипом для образа комиссара послужил поэт Сергей Спасский. Петров-Водкин изменил первоначальный образ комиссара, придав ему характерные черты лица Спасского с глубокими впадинами глаз, что придало образу комиссара особую выразительность.
«Полдень» (1917)

Смысл картины

На полотне изображен смертельно раненный комиссар, который падает на руки своего ординарца. Ординарец пытается удержать тяжелеющее тело комиссара, одновременно стараясь не отставать от удаляющегося отряда. Лица бойцов выражают суровость и сосредоточенность. Один из них оборачивается, чтобы в последний раз посмотреть на своего комиссара.

Почему солдаты бросают его? Поведение бойцов может трактоваться по-разному: они либо не заметили смерть комиссара, либо не осознали её, либо приняли как неизбежную часть войны. Комиссар изображен с мертвенно-бледным лицом, его взгляд направлен в небо, и в нем нет ни надежды, ни призыва.
Пейзаж на заднем плане картины представляет собой обобщенный образ Родины, за которую ведется бой. Использование «сферической перспективы» позволяет зрителю поставить себя на место комиссара. Частная трагедия становится символом героической жертвенности и революционного духа. Картина также передает мысль о том, что революция, несмотря на весь её романтический пафос, эфемерна, и её герои могут быть забыты.
Автопортрет (1918)

Цветовая гамма

Цветовая гамма картины выдержана в гармоничном сочетании голубых, зелёных и охристых оттенков, что характерно для стиля Петрова-Водкина. Эти цвета создают суровую и в то же время утончённую атмосферу, подчёркивая трагизм изображаемых событий.

Цветовая схема картины способствует восприятию глубины пространства. Фигура комиссара выделена сочетанием чёрных и красных тонов его кожанки и нарукавной повязки, что создаёт контраст с остальной палитрой и придаёт образу умирающего траурную скорбность.
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ