Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Малефисента» – лучший ремейк диснеевской сказки?

Disney продолжает выпускать ремейки своей «золотой» коллекции и переосмысливать культовых персонажей. Буквально только что вышла «Круэлла» – еще один фильм про каноничную диснеевскую злодейку, которая превратилась в не такую уж и плохую колоритную даму с тяжелой судьбой.


Но первой антагонисткой, получившей богатую и драматичную предысторию, стала Малефисента. Давайте вспомним одноименный фильм 2014 года и поговорим о том, почему, несмотря на множество неточностей, «Малефисента» – это наиболее интересный ремейк от Disney.


Приложение для саморазвития. Скачать


С чего всё началось?


Первые ремейки собственной классики Disney реализовал ещё в конце 90-х. Речь идет о «Книге джунглей» (1996) и двух частях «101 далматинца» (1996 и 2000). Кассовые сборы были неплохими, однако недостаточно хорошими, чтобы ставить подобное кино «на поток».


Настоящую эпопею с ремейками Disney развернул с 2010 года. Тогда на экраны вышла «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона. Этот фильм сильно отличается от всех последующих проектов. Картина далеко ушла от классического мультфильма 1951 г., также она обладает узнаваемым режиссерским почерком (впрочем, «приглаженным» студией).


«Малефисента» стала второй громкой экранизацией старого мультфильма. «Спящая красавица» (1958) – классика, содержащая все главные диснеевские стереотипы: милая и нежная принцесса, мелодичные песни, прекрасный принц и злая колдунья. Для киносказки середины ХХ века – отличный расклад. Для современной киносказки – банально и скучно.

Доброе зло


Старые диснеевские мультфильмы славятся своей односложностью и доходчивостью. Добро и зло в них – две константы, не требующие дополнительных объяснений. В «Малефисенте» подход ровно противоположный. Создатели перемешивают белое и черное, получая, может, не самые разнообразные и глубокие, но все же оттенки серого.


Вся первая часть фильма происходит еще до начала классической сказки и повествует о доброй лесной фее Малефисенте. С привычным диснеевским простодушием картина разговаривает на редкую для студии тему – откуда берется зло? И задает еще более нетипичный вопрос – а действительно ли то, что кажется злом, им является?


Подобные рассуждения до основания рушат проверенные десятилетиями сюжетные алгоритмы. Ведь в мире, где абсолютная природа зла ставится под сомнение, то же самое происходит и с добром. Фильм «Малефисента» – это шахматная партия, в которой конь больше не ходит буквой «Г», а ладья – по прямой. Правил не осталось, и в этом беспорядке рождается новый, ни на что не похожий сюжет.


Темная сторона


Диснеевские злодеи часто харизматичны, но лишены какой-либо глубины. Обратившись к злодеям и встав на их сторону, Disney нашли новую золотую жилу.

В антагонистах уже заложен серьезный внутренний конфликт, поэтому из них намного проще сделать яркого, запоминающегося персонажа, способного привлечь современного зрителя. Нужно только выбрать наиболее выразительную злодейку и не ошибиться с актрисой.


Можно сказать, весь фильм держится на Анджелине Джоли, которая сумела создать по-настоящему выразительный образ. С одной стороны, в нем сохранены все основные черты оригинального персонажа 1958 года. С другой – перед нами изящная femme fatale с идеальным макияжем и невероятно очерченными скулами в лучших традициях Инстаграма 2010-х.

Disney против Disney


Слоган фильма – «Не верьте сказкам». Согласитесь, очень непривычно слышать такое от студии, которая с самого детства учила нас ровно противоположному. Выходит, в «Малефисенте» Disney ставит под вопрос собственную идеологию.


Но там, где убеждают не верить в одну сказку, нам просто продают другую. Здесь не существует чистого добра и зла, а любовь, разрушающая чары заклятия, может быть не только романтической, но и материнской, и на передний план выходит линия отношений «дочери» Авроры и «матери» Малефисенты.

А вот романтическая любовь, наоборот, не становится решением всех проблем. Более того, в картине Стромберга именно она является причиной трагедии.


Кому-то настолько вольное обращение с канонами сказки может показаться чрезмерным. Но так ли много нам известно об этих самых канонах? Ведь и «Спящая красавица» 1958 г. – далеко не изначальная версия сказки, а лишь та, которая лучше всего отвечала запросам общества середины века. То же самое можно сказать и о «Малефисенте».

Почему «Малефисента» не идеальный ремейк?


Есть у фильма и очевидные минусы. Кино никак не определится, для какой аудитории оно снято, пытаясь одинаково угодить и детям, и взрослым (то же самое справедливо и для «Круэллы»). Это приводит к некоторому дисбалансу в интонации и атмосфере картины. Мрачное фэнтези и готический образ главной героини соседствуют с нарочито милыми персонажами, сбежавшими из диснеевского мультфильма 50-х.


Типичная сказочная логика снимает все вопросы о мотивации персонажей. В «Малефисенте» же от нее сознательно отказались, но не слишком детально проработали собственную. Элементы сказки, в которую сами же создатели призывают не верить, все же просачиваются в сюжет. Наряду с нетипичными персонажами (Малефисента, Стефан) в истории возникают и абсолютно классические образы (Аврора, Филипп).


Вероятно, минусы фильма объясняются тем, что он стал для режиссера дебютным. Изначально Роберт Стромберг – художник-постановщик, прославившийся такими работами, как «Аватар» и «Алиса в Стране чудес». Ставка на визуальную составляющую очевидна и в «Малефисенте». Картина получилась красочной и запоминающейся, но не без «белых пятен» в сюжете и логике.

А нужны ли нам ремейки Disney?


В фильме Стромберга предложена новое концепция. Именно этим он выгодно отличается от последующих ремейков студии. Она может прийтись по вкусу или вызвать раздражение, но само ее наличие уже оправдывает новую версию «Спящей красавицы». Новой экранизации было что сказать.


В дальнейшем же Disney поменяли свою стратегию. Такие фильмы, как «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Дамбо» и «Король Лев» не предлагают ничего нового. Создатели не скрывают, что даже используют раскадровки старых мультфильмов. Этот безыдейный подход красиво оправдывается «уважением к оригиналу». Но на выходе мы получаем яркие и дорогие пустышки, абсолютно нежизнеспособные без привязки к классическому мультфильму.


«Малефисента» же стала самодостаточным кинопроизведением с новыми героями и смыслами.

МНЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФ