Креативность помогает человеку генерировать новые идеи и находить нестандартные решения для любых проблем. Она нужна не только дизайнерам или писателям, но и тем, кто занимается созданием новых технологий или просто хочет делать крутые вещи в своей сфере деятельности. Рассказываем, что о креативности думают психологи и как её развивать.
Время чтения: 4 минуты.
Научный взгляд на креативность
Одно из научных объяснений креативности связано с теорией множественного интеллекта (multiple intelligences), предложенной Говардом Гарднером. По его концепции, у людей есть девять типов интеллекта, которые используются в разнообразных повседневных задачах. Все воспринимают информацию по-разному: кто-то с лёгкостью может визуализировать детали нового проекта в воображении, а кому-то проще работать с наглядными схемами и графиками, чем с несуществующими в реальности образами.
Гарднер считает, что обычно у человека есть два-три доминирующих способа познания информации, которые нужно развивать. Когда человек знает свои сильные стороны, он находит способы решения возникающих проблем, исходя из своих наклонностей. По Гарднеру, креативность приходит в момент, когда человек находится на пике своих возможностей и сфокусирован на той сфере, которая ему хорошо даётся.
Еще одно объяснение креативности связано с концепцией «потока», предложенной Михайем Чиксентмихайи. По его мнению, креативность проявляется в состоянии «потока», когда человек полностью погружается в задачу и чувствует удовлетворение от процесса творчества. Те, кто подходит к задачам с позитивным настроением и интересом, часто генерируют больше новых идей, чем те, кому неинтересно работать над проектом. Им проще войти в состояние «потока», в котором мозг вырабатывает химические вещества, которые стимулируют креативные процессы.
Также исследования показывают, что креативность связана с активностью в некоторых областях мозга: в лобной доле, задействованной в планировании и принятии решений, и в височной доле, связанной с восприятием и пониманием языка и символов.
Важная общая черта разных исследований креативных процессов — утверждение, что это не столько одарённость в какой-то области гуманитарных, технических или естественных наук, сколько навык, который можно и нужно развивать.
Как развивать креативность?
Есть разные техники и упражнения, которые помогают развивать креативное мышление. Каждая из них подходит для разного типа задач, но вы можете комбинировать их или переизобретать, создавая оптимальные для вас решения — это тоже часть креативного процесса.
Курс, который заменит вам 10 мастер-классов и 20 часов практики:
Самый очевидный способ поиска новых решений — брейншторминг, или, как его еще называют, мозговой штурм. Это техника, при которой группа людей генерирует как можно больше идей на конкретную тему. Брейнштормить можно и одному, если вы фрилансер. Цель этой техники — не оценивать идеи на этапе их появления, а собрать как можно больше предложений, из которых потом будет отобран подходящий лучше всего вариант. Такой мозговой штурм помогает развивать гибкость и скорость мышления, увеличивать число возможных вариантов решения поставленных задач и пересматривать привычные представления о собственных способностях.
Креативность развивает и техника ассоциативного мышления. Используя её, можно тренироваться связывать разные предметы или концепции, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения друг к другу. Есть ли сходства у воображаемого пингвина и часового механизма? Ассоциативное мышление может связать их несмотря на кажущуюся глупость вопроса. Такая практика позволяет расширить границы воображения и учит выходить за рамки привычного мира
Если идей много, но все они кажутся глупыми, вам поможет запись всех своих мыслей на бумагу без остановки и редактирования. Эта техника похожа на брейншторм, но она отличается в деталях: при брейншторме мы ищем осмысленные решения, а в этом случае осмысленность приходит после. Нужно фиксировать абсолютно всё, что приходит в голову, даже если это кажется глупым или бессвязным. Таким образом вы отключаете внутреннего критика, который ругает за нелогичность и скучность ваших ответов. А после того, как все идеи записаны, становится очевидно: один из простых способов решения вашей задачи — самый правильный. А если к нему подсоединить другой простой метод, то может получиться новый креативный подход к проблеме, до которого было бы сложно додуматься без такого списка.
Есть практически противоположная предыдущей техника: установка ограничений. Попробуйте ограничить себя, задав определённые правила или условия при решении задачи. Представьте, что для описания какого-то предмета можно использовать только три слова. Это поможет сфокусироваться на его достоинствах и недостатках, найти нестандартные способы рассказать о нём.
Стоит расширять кругозор, стараться узнавать новые факты из смежных с вашей специальностей (а еще лучше — из совершенно противоположных). Благодаря знаниям из разных областей науки креативность возрастает: вы учитесь сравнивать, как схожие проблемы решаются с помощью разных подходов и методик.
Всем изобретателям невольно хочется дать характеристику «креативный»: как именно они поняли, под каким углом нужно смотреть на проблему, чтобы решить её? Рассказываем, как наука повлияла на жизнь человека:
Когда мы слышим про креативность, на ум сразу приходят изобретатели, дизайнеры и художники, создающие шедевры. Искусство бывает разным — рассказываем о том, как вдохновляться даже теми картинами, которые сперва кажутся странными и безобразными: