Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Пророк»: достоверная или придуманная история Пушкина?

В День всех влюбленных киноиндустрия подарила нам долгожданную валентинку с Юрой Борисовым — байопик-мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина». Лента стала полнометражным дебютом режиссера Феликса Умарова, который ранее снимал рекламу для известных брендов и музыкальные клипы. Удалось ли ему по-новому взглянуть на классику? Каким получился Пушкин в современной интерпретации? Разберемся в этой статье.
Время чтения: 8 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Немного о сюжете

Царское село, 1814 год. 15-летний Пушкин учится в Императорском Царскосельском лицее. Уже в этом возрасте он демонстрирует буйный нрав и литературный талант. Правда, по остальным предметам от одноклассников он отстает. На экзамене Пушкин читает рэп о свободе. Это настолько впечатляет Державина, что он благословляет Пушкина на великое будущее.
1817 год. Пушкин оканчивает лицей и приезжает в Санкт-Петербург. Там он с головой уходит в веселье и становится завсегдатаем салонов. Благодаря стихам Пушкин набирает популярность. Строки о «самовластительном злодее» не остаются и без внимания власти. За Пушкиным постоянно следят и набирают на него солидный компромат. В конце концов, мы узнаем приговор: ссылка на юг.

Далее фильм серьезно разгоняется и пробегает по основным периодам жизни Пушкина: Михайловское, знакомство с Натальей Гончаровой, последний год жизни и дуэль на Черной речке.

Пушкин — рэпер?

Главная отличительная черта фильма — форма мюзикла. Уже в начале «Пророка» мы видим сцену рэп-батла между юным Пушкиным и строгим преподавателем. Всего же в фильме 8 музыкальных номеров. В некоторых использовали строки из реальных произведений Пушкина. Например, из стихотворений «Поэт» и «Простишь ли мне ревнивые мечты».

Энергичность музыкальных сцен свойственна и более прозаичной части фильма. На протяжении 2 часов лента поддерживает динамичный ритм: рваный монтаж с внезапными переходами. Байопик наполнен движением и разными ракурсами. Например, в сцене игры в теннис Николая I и Пушкина. Здесь пригодился опыт Умарова. Общий стиль фильма напоминает эффектные клипы и рекламные ролики, где технические возможности кинематографа используют по максимуму.

Бешеный ритм «Пророка» вполне понятен. В относительно небольшой хронометраж нужно было вместить целую жизнь великого Пушкина. Тем не менее при таком потоке действий «Пророк» не разваливается. Все благодаря четкой структуре развития событий. Каждый жизненный этап Пушкина обозначают интертитры, которые подсказывают год и место действия. Такая схема позволяет стабилизировать повествование и сжать его до ключевых периодов.

Умаров соединил поэзию золотого века и хип-хоп, чтобы осовременить знакомую всем со школы историю. Именно формат мюзикла смывает слой нафталина с биографии Пушкина и добавляет в нее драйва.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли»

Стержнем всего фильма стал образ самого Пушкина и его подход к жизни. В исполнении Юры Борисова он выглядит многогранным человеком, который испытывает весь спектр эмоций. В «Пророке» Пушкин беззаботно развлекается на юге с замужней женщиной. Ревнует жену на петербургских балах. И вдохновенно творит в бедном быту Михайловского. Пушкинист и литературовед Юрий Лотман писал о «глубоко свойственном Пушкину на протяжении всей его жизни уклонении от всякой односторонности». В фильме Борисов демонстрирует это «уклонение от односторонности» в полной мере. Мы видим в Пушкине не мертвый идеал, а живого человека. Из юноши-максималиста он превращается в авангардиста русской поэзии XIX века.

Фильм показывает знаковые для Пушкина места: Царское село, зимний Санкт-Петербург 1820-х годов, красочный юг и опустошенное Михайловское. Все это создает общую картину жизни Пушкина, которую дополняет множество деталей из его биографии. Например, подарок Жуковского в виде его же портрета, где он признает свое поражение перед Пушкиным (учеником Жуковского). Или дуэль, во время которой Пушкин ест черешню в ожидании выстрела противника. Такие характерные детали наполняют мир «Пророка» живым движением и позволяют зрителю погрузиться в сюжет.

Отдельно стоит упомянуть мистицизм некоторых эпизодов фильма. Сам Пушкин был суеверным и знаки свыше не пропускал. Так, в «Пророке» мы видим легенду о белом зайце, который «спас» Пушкина от ареста. Он верил, что перебегающий дорогу заяц — это к беде. А когда увидел такого по пути в Санкт-Петербург, решил вернуться в Михайловское. Поговаривают, так Пушкин и спасся от судьбы декабристов в 1825 году. Но центральной фигурой сверхъестественного в фильме стала гадалка, которая предсказала будущее Пушкина. Это реальный случай из его биографии. Еще юного Пушкина гадалка предупредила: его ждет беда «на 37-м году возраста» от белой лошади, головы или человека. В итоге Пушкин и правда умер в 37 лет, так еще и в 1837 году.
Но почему же звание пророка досталось именно Пушкину, а не той прорицательнице? Дело в том, что поэтов часто связывают с понятием времени. В работах они рассуждают о всеобщих категориях и подводят итоги исторических событий. А латинское слово vates одновременно означает и поэта, и прорицателя. Да и сам Пушкин в стихотворении «Пророк» говорил о поэте как об избранном, который должен изменить человечество:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Умаров не только показывает насыщенную жизнь Пушкина. Он подчеркивает важную мысль: после смерти Пушкин стал неотъемлемой частью русской культуры. Его воля и гениальность не умерли — они стали вечными.

«Хочу воспеть Свободу миру»

«Пророк» также иллюстрирует отношения Пушкина с внешним миром. Из этого рождается другая важная тема фильма — проблема свободы. В ней Пушкин видел главное человеческое качество, которое необходимо отстаивать:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Пушкин не любил поучения и наставнический тон. Он реагировал на любые попытки его унизить или ограничить. В фильме это часто выражается в словесных перепалках. Пушкин не может не высказать личное мнение, даже если это приведет к печальным последствиям. Например, он открыто говорит Николаю I, что встал бы рядом с декабристами на Сенатской площади. Пушкин принципиален в своей позиции: без свободы и чести человек не может существовать.

Как бы в противовес свободе фильм поднимает тему власти и цензуры. Подавляющую силу государства воплощают Бенкендорф и Николай I. Они явно не одобряют своенравие Пушкина. В его стихотворениях Бенкендорф не видит ничего полезного. Наоборот, считает, что они сеют раздор в едином обществе. Бенкендорф и Николай I стараются контролировать Пушкина, при этом не могут игнорировать народную любовь к нему.

Кульминацией борьбы 2 взглядов становится музыкальный эпизод «Предложение Бенкендорфа». В нем Пушкин и Бенкендорф повторяют одни и те же слова об охране «людского хрупкого сознания от сумбура мироздания». Отличаются только средства защиты. Для Бенкендорфа это порядок и закон, а для Пушкина — стихи и творчество.

«Пророк» подчеркивает позицию Пушкина: контроль и цензура не могут создать благоприятную среду для развития культуры. Пушкин сопротивляется любым нападкам на свободу самовыражения.

Стоит ли смотреть?

Чего не отнять у нового байопика о Пушкине, так это энергии, красоты и масштаба. Это по-настоящему качественный фильм, который, скорее всего, понравится многим. Хотя своеобразная форма мюзикла и быстрый темп могут отпугнуть зрителей, которые ждали более классической истории.

К тому же из-за насыщенности сюжета некоторые моменты фильма кажутся не совсем проработанными. Скажем, темы власти и гласности остаются в «Пророке» на уровне ярлыков и не могут похвастаться глубиной. В итоге они проигрывают любовной линии Пушкина и Гончаровой.

Ту же блеклость можно заметить и в историческом контексте. Восстание декабристов, как и деятельность «Союза благоденствия», по большей части остается за кадром. А такие важные персоны, как Жуковский, Пущин и Данзас, кажутся поверхностными и скрываются в тени Пушкина.
Но «Пророк» не про дотошные факты и историческую достоверность — он пересматривает пушкинский миф. Умаров стремился обновить образ Пушкина: показать не абстрактного поэта со страниц учебников, а живого человека. И он это сделал. Хоть и не без изъянов. «Пророк» — это зрительское кино, которое освежает взгляд на русскую классику. У фильма красочная форма, но ясное содержание. И если после просмотра ты, как и мы, захотел открыть томик с произведениями Пушкина, значит, «Пророк» успешно выполнил свою миссию.
Автор: Никита Гриньков, кинокритик (СПбГУ)
2025-02-21 17:59 КИНЕМАТОГРАФ