Комедия, как и трагедия, берёт начало в Древней Греции примерно в V веке до н. э. Она произошла от народного жанра деревенских шествий. Классический вид приобрела на праздниках Великих и Малых Дионисиев, когда комедиографы состязались между собой, а судьёй выступала публика.
Художественная способность жанра — ругать и смеяться. Причём древнегреческая комедия была преимущественно общественно-политического характера, а объектами осмеяния — деятели Афин: стратеги, политики, философы, поэты, ораторы. Причём сами осмеянные наблюдали за происходящем на сцене из первого ряда. Сегодня покажется невероятным, но государство выделяло бедным гражданам деньги (театральные деньги или теориконы), чтобы они смогли увидеть представление, где деятелей этого государства будут всячески ругать. Резонный вопрос: для чего это делалось? Афинская демократия очень боялась, что сложится несменяемый слой управленцев и таким образом сама старалась обезопасить себя от тирании. Поэтому давать деньги на постановку, заниматься ею было престижно, за это право боролись богатые граждане.
О суде между Аристофаном и Клеоном
Бывали случаи, когда политики подавали в суд на комедиографов за то, в каком свете их выставили. Подобное произошло с Аристофаном. Его работа «Всадники» высмеивала политика Клеона: автор назвал его вором, взяточником, лжецом и т. д. Пьеса взяла первый приз: зрители, граждане Афин, признали её лучшей. Нам может показаться, что после этого репутация Клеона была разрушена, однако на следующих выборах стратега он избирается на должность с большим отрывом. Это говорит об особой роли традиции и отношения к руганию в афинском обществе. Тем не менее политик затаил обиду, вскоре подав на Аристофана в суд. Обвинил он автора в том, что так как среди зрителей были союзники Афин, у них могло сформироваться плохое мнение о деятелях государства, что недопустимо. Суд решил: ругать и осмеивать можно как при гражданах города, так и при гостях. Демократия, свобода и закон оказались выше воли отдельного деятеля.
Над чем смеялись древние греки?
Древнегреческая комедия высмеивала, пожалуй, всё. Главный комический герой «Лягушки» Аристофана — бог Дионис. Актёры выступали в ярких костюмах, часто изображая зверей; один их вид вызывал смех у публики. Представление было наполнено танцами и песнями, использовались театральные машины и приспособления. Например, в произведении «Мир» Аристофана герой отправляется на гору Олимп на жуке-навознике.
Обсценная лексика была нормой для жанра, а актёры могли ходить по сцене с накладными половыми органами. Сейчас доступные переводы Аристофана стыдливо причёсаны, тогда как оригинальные тексты полны, как показалось бы многим, пошлости и похабщины. В советское время на кафедре классической филологии существовала практика: преподаватели старой школы просили студенток выйти из аудитории, когда доходили до подобных фрагментов, чтобы перевести как есть. Вероятно, они руководствовались нормами «высоконравственного» сексизма. Греки с ними бы не согласились.
Новый расцвет комедии
Комедия масок или комедия дель арте — одно из самых интересных явлений в мировой драматургии. Этот поджанр появился в Италии и представлял собой импровизированное представление актёров в масках. Маски — типизированные мужские и женские персонажи, как правило, два квартета. Например, популярным был венецианский квартет: панталоне (старый купец или скупец), доктор, бригелла (умный слуга) и арлекин (глупый слуга). Женские персонажи — возлюбленная и служанка. Актрисы не надевали масок. Представление проходило с большим количеством танцев, песен, чудачеств в три акта с интермедиями (небольшими комическими зарисовками) в антрактах. Сюжет примерно один и тот же: счастью молодых влюблённых мешают старики, но помощь хитроумных слуг позволяет им обойти все преграды.
Жан-Батист Мольер
Пожалуй, главный комедиограф позднего Возрождения — французский драматург Жан-Батист Мольер. Многие характерные для ранних работ черты он берёт от комедии дель арте и от классицизма. Поэтому его образы статичны (А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только»), а сюжет — механистичен. Однако поздние пьесы перестают быть похожи на карикатуру или социальную сатиру.
В комедии «Мизантроп» Мольер высмеивает лицемерие французского высшего общества, а также стремится указать на пороки, которыми страдают люди независимо от сословия или времени. Главные герои Альцест и Селимена — не плоские типажи, а развивающиеся характеры. Действие и диалоги раскрывают их взгляды. На вопрос о том, что ждёт человека, отвергающего условности, ложь, называющего вещи своими именами, Мольер отвечает: он быстро станет мизантропом. Каждое новое время с новой постановкой примеряет на себя эти вопрос и ответ.
Уильям Шекспир
Шекспировская комедия — уникальное для театра событие. Она не подчиняется логике высмеивания, отказывается от сатиры, её можно назвать радостью созерцания мира, восторгом перед сущим. Героями выступают молодые влюблённые, познающие мир. Будто бы он открывается для них заново, всё для них впервые. Пьесы строятся примерно по похожей фабуле: герои бегут в магический лес, скрываясь от враждебной и мучительной действительности. Вскоре они возвращаются, но уже обретя чувство гармонии, подаренное лесом. Финалы произведений «Как вам это нравится», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь» и других исполнены чувством разливающегося счастья, радостным смехом.
XX век
Минуя XVIII и XIX века, комедию нравов, бытовую, положений и т. д., перейдём к XX веку, когда обнажился главный приём жанра. Нарастающий конфликт между человеком и миром подарил драматургии театр абсурда. Он наследует трагикомедии, в которой ирония над пороками человека и общества заставляет взглянуть на несовершенство нашей жизни, нас самих. Театр абсурда лишает зрителя каких бы то ни было иллюзий: всё, что нас окружает, ставится под сомнение иронией.
История развития жанра даёт увидеть его главный приём: если мы имеем дело с условностью, то её необходимо разрушить.