Экзистенциализм — это одно из наиболее распространенных современных буржуазных философских течений. Он возник после Первой Мировой войны и получил новое дыхание после Второй мировой войны. А что же представляет собой этика экзистенциализма? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Серен Кьеркегор
Родоначальником, отцом экзистенциализма считается Серен Кьеркегор. Он первым вводит понятие «экзистенция» и говорит, что это некоторое сугубо индивидуальное личностное бытие, которое может быть у конкретного человека. В заинтересованности этим бытии и заключается основной долг человека как его сути. Сохранить свою экзистенцию можно, сделав радикальный выбор в пользу этического существования, когда человек проводит моральную оценку.
Кьеркегор предлагает три стадии человеческой жизни: эстетическую, этическую, религиозную. При эстетической жизни человек живет непосредственной жизнью и является тем, чем является. При этической человек, руководствуясь долгом, делает выбор — продолжать прежнее существование либо начать руководствоваться различением добра и зла. А при религиозной для человека значимы лишь божественные требования (жертва Авраама). Из него вырастет религиозной экзистенциализм.
Жан-Поль Сартр
Главными представителями атеистического экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Их еще называют философствующими писателями, потому что они писали много художественных произведений. Жан-Поль Сартр говорит, что фундаментальной цели человека и истинного предназначения нет.
Смысл жизни можно находить в собственной экзистенции в каждом последующем выборе. Сартр считает, что человек непостоянен и изменен сам по себе. Мы не можем быть застывшей моральной субстанцией. Человек никогда не равен себе. Сартр утверждает, что «человек — это ничто». У него нет сущности, божественного замысла, природы. Человек волен выбирать поступки и творить самого себя.
Важное понятие экзистенциальной этики — это свобода. Сартр называл свободой условие и цель человеческого существования. Человек заменяет собой Бога, восполняет его отсутствие. Бытие-для-себя — это озабоченность собственным существованием.
Альбер Камю
Центральное понятие в этическом представлении о морали Альбера Камю — это абсурд. Он представляет собой противостояние человека и мира. Человек всегда обнаруживает противоречие в собственном существовании и в том мире, с которым он сталкивается. Главная цель морали заключается в том, чтобы справиться с абсурдом. Можно постараться найти мораль, чтобы примириться с абсурдом.
Ценности не содержатся в вещах и объектах материального мира. Ценность вещи придает человек. Нет никаких определенных целей, ничто не предопределено, а значит, человек сам несет ответственность за свои действия. Мораль в целом — это не следование каким-то извне данным предписаниям, не стремление быть высокоморальным, а осуществление конкретного эффективного действия, необходимого именно в данной ситуации.