Киану Ривз отличается от многих знаменитостей. Он живет достаточно просто для звезды, никогда не отказывает поклонникам, которые просят фото, не любит вечеринки и церемонии награждений. И его жизнь полностью соответствует его суждениям. Сегодня мы расскажем, почему Киану возводят в ранг голливудских «философов».
Любовь
Как Киану Ривз стал философом? Все началось со знаменитого разговора на шоу Дрю Бэрримор. Когда ведущая заметила: «Я не борец, я просто хочу любить», Киану Ривз не согласился: «Если ты хочешь любить, ты должен бороться за свою любовь. Иначе что это за любовь, если ты за нее не борешься?»Впрочем, он тут же сказал, что это шутка: очевидно, на самом деле он не считает, что любовь нужно заслужить в какой-то битве.
Многие философы видели в любви счастье. Так, Кьеркегор писал: «Быть любимым больше всего на свете, беспредельной пламенной любовью — высшее наслаждение, какое только может испытать человек на земле».
Конфуций придерживался другого мнения: он считал любовь долгом. Например, он учил, что сыну следует почитать и любить отца, а отцу — любить сына. Киану Ривз, очевидно, не разделяет этого убеждения: с отцом, который оставил их семью, он не общается.
По всей видимости, он согласен с мнением Канта: «Долг любить — бессмыслица». Невозможно заставить себя кого-то полюбить. Но, по Канту, мы должны делать людям добро независимо от того, любим ли мы их. Именно так и поступает Киану: мы видим, что он добр даже к тем, кого не знает.
Смерть
На телешоу Стивена Кольбера, куда Ривз пришел перед премьерой третьей части «Джона Уика», ведущий спросил у него: «Ты знаешь, что будет с нами после смерти?» Киану, задумавшись ненадолго, ответил: «Те, кто нас любит, будут скучать по нам». Хотя вопрос на самом деле был не об этом, Ривз выразил главное: боль, которую переживает каждый, когда теряет близкого человека.
В этом он продолжает мысль древнегреческого философа Эпикура, который считал, что смерть — это главный источник переживаний каждого человека, т. к. она представляется нам ужасной и болезненной. Из-за этого смерть страшна еще и тем, что заставляет человека сосредоточиться только на самом себе. Все это оборачивается чувством вины, которое мешает нам быть свободными от страхов и страстей.
Эпикур писал: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Эту же идею развивал немецкий философ Мартин Хайдеггер. Он говорил, что мы можем осмыслить только смерть другого человека, но не свою собственную. Как бы человек ни был близок к смерти, он никогда не ощущает этого момента, нет никакого «перехода». По Хайдеггеру, смерть — это конец всем возможностям, невозможность существования в принципе.
Таким же образом рассуждает и Ривз, познавший смерть близких: в 1999 г. его дочь умерла в утробе матери, а спустя два года погибла его возлюбленная Дженнифер Сайм.
О собственной же смерти сложно рассуждать конкретно. Мы знаем лишь одно: все люди смертны, смерть неизбежна. Никому не известно, что с нами произойдет дальше, но тем, чья жизнь еще продолжается, будет нас не хватать.
И роботы
Киану Ривз кажется образцом мудрости и взвешенного поведения, но на самом деле мы его совсем не знаем. Актер отмечал в интервью, что ему повезло с профессией: он может оставаться невидимым, находясь в центре внимания.
Мы знакомы с ним по ролям, персонажам и их репликам и, по сути, не имеем представления, какой он на самом деле.
Публичных людей многие воспринимают как кукол или роботов: мы видим их так часто, что нам сложно представить, что у них есть своя жизнь, о которой мы ничего не знаем.
Почему же люди на самом деле могут быть не такими, какими кажутся? Объяснить это можно с помощью теории К. Юнга. Среди архетипов (моделей и идей, существующих в коллективном бессознательном) он выделил Персону, или Маску.
Маска — это наше публичное лицо, образ, который раскрывается перед окружающими. Маска прячет важные черты личности или всю личность, поэтому мы иногда так удивляемся открывшимся подробностям о человеке. Естественно, Маска не равна личности, а становится компромиссом между ней и обществом.
Так появляется главная черта Ривза — скромность. Например, он 20 минут стоял в общей очереди, чтобы попасть на торжество, потому что охранник его не узнал. А еще он готов уменьшить свой гонорар, чтобы позвать «настоящую звезду» в фильм с его участием.
Даже в знаменитом моменте, который стал мемом, Ривз, отвечая на похвалу, говорит со сцены во время презентации, что все в зале потрясающие.
К такой «маске» люди просто не привыкли, ведь большой голливудский актер обычно кажется публике надменным и как будто лишенным обычных человеческих проблем. А Киану Ривз относится к себе и своей популярности философски и кажется не роботом, а настоящим человеком — таким же, как мы.
А вам нравится Киану Ривз? Как думаете, почему его так любит публика? Делитесь своим мнением в комментариях!