Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему у античных статуй такие маленькие гениталии?

Античная скульптура величественна и монументальна. Но есть у неё одна маленькая странность. Гениталии статуй богов кажутся непропорционально скромными. Если вы стеснялись об этом спросить, то выдыхайте — ответ найдёте в статье. Рассказываем, как так получилось.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Канон

Из античного искусства зародилось течение классицизма. Древние скульптуры богов, правителей и воинов повлияли на «Давида» Микеланджело, «Апоксиомена» Лисиппа и многие другие известные статуи более поздних времён. В работах античные мастера опирались на гармоничные и пропорциональные образы, которые вписывались в канон.
Микеланджело. «Давид», 1501—1504 гг.
Он появился благодаря древнегреческому скульптору Поликлету. Он восхищался красотой воинов и атлетов и стремился передавать её в своих скульптурах. Важным для него было движение тела, поэтому он изображал людей асимметрично. Он будто запечатлял их в процесе действия. Это заметно в скульптуре «Дорифор»: одна часть корпуса копьеносца напряжена, а другая расслаблена, правая нога выступает вперёд, голова повёрнута вправо. Это не похоже на эмблематическое изображение тела, очевидно, что Поликлет сделал его более реалистичным.
Поликлет установил математические принципы, через которые можно воссоздать наиболее естественный образ тела. Если разделить скульптуру на квадраты, то видно соотношение разных его частей по граням и диагоналям. Например, голова «Дорифора» занимает одну восьмую часть корпуса. Поликлет чётко следовал пропорциям, поэтому некоторые называли его скульптуры «квадратными». Действительно, торс «Дорифора» практически прямоугольный: обхваты груди, талии и ягодиц составляют 119, 92 и 108 см соответственно. Тем не менее авторы видели в этих скульптурах мужество, героизм и силу. Поэтому мастера стали придерживаться «канона Поликлета».
Копия «Дорифора», найденная в Геркулануме. Создана ок. 14–37 гг. н. э.

Представления о прекрасном

Скульптурный канон античности исходил из представлений людей той эпохи об идеальном мужском образе. Высоко ценились благоразумие, мудрость и самоконтроль — без этих качеств спортсмены не выигрывали бы состязания, а полководцы не захватывали бы территории вражеских государств. Небольшие гениталии у статуй свидетельствовали о том, что фигурами руководит рациональное начало и что они не поддаются похоти. Такой размер был признаком человечности: большие гениталии, присущие диким животным, считались несопоставимыми с возвышенным человеческим телом.
Сохранились и другие скульптуры. Например, пропорции сатиров резко контрастировали с каноничными статуями. Эти существа — спутники бога вина и удовольствия Диониса. Он нетипичный и яркий бог, резко отличающийся от остального пантеона. Его несерьёзное поведение, экстатическая музыка и танцы были чужды рациональному эллинскому народу. Поэтому распутных и вечно пьянствующих сатиров изображали с большими фаллосами, намекая на их глупость и непристойное поведение.
Однако как бога урожая Диониса восхваляли. В Древней Греции были популярны городские праздники — дионисии. Несколько дней люди славили бога в песнях и плясках, устраивали маскарады, шествия с фаллосами, символами плодородия, поэтические и актёрские состязания. Завершалось всё большим пиром. Учёные предполагают, что в это время люди не только отдыхали, но и получали возможность предаться «запретным удовольствиям». Маскарады и сценки позволяли им вести себя раскованно и свободно — не так, как в повседневной жизни.
Это противопоставление отразил в своих трудах Фридрих Ницше. Он считал, что древнегреческая культура разделялась на низкую дионисийскую и высокую аполлоническую. Аполлон, бог солнца и покровитель наук и искусств, олицетворяет истину и самые светлые аспекты жизни. Это и есть тот самый идеальный образ античного человека. Излишне земной Дионис не соответствует этой строгости.
Дж. Дюпре. «Каин», 1840 год. Статуя выполнена в стиле натурализма, который проповедовал реалистичное изображение фигур.

Венец мира

Отрицание животного начала и стремление к идеалу говорит о том, что греки придерживались антропоцентризма. Эта концепция рассматривает человека как центр мироздания. И если человек причастен к созданию Вселенной, он должен делать всё, чтобы её совершенствовать.
Древние греки пытались соответствовать этой роли: они познавали науки и занимались спортом в течение всей жизни. Отсюда следуют и положительные качества, присущие «правильному» человеку. Так каноны внешности и поведения в античности опирались друг на друга. Образы, которые в них не вписывались, например старики, далёкие от идеала, изображались с крупными гениталиями. А молодые, сосредоточенные и собранные мужчины, вокруг которых «крутится мир» — с маленькими.
ИСКУССТВО