До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Сплин» стал голосом нашей грусти

Группа «Сплин» прочно ассоциируется с депрессией и Петербургом, тем самым полностью оправдывая свое название. Песни группы рассказывают об одиночестве, неразделенной любви и бессмысленности жизни. Их очень любят исполнять петербургские уличные музыканты, поэтому летом репертуар «Сплина» можно услышать буквально на каждом углу. Так чем же всем так полюбились песни этой группы? Почему так важна ее связь с Петербургом и в чем это проявляется?

Время чтения: 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Как появился «Сплин»


История группы начинается в 1994 году — тогда вышел их первый альбом «Пыльная быль». Он не принес группе Александра Васильева популярности, но зато его оценили музыканты, которые вышли из легендарного ленинградского рок-клуба. «Сплин» получил поддержку «ДДТ» и лично Бориса Гребенщикова.


По-настоящему культовым стал четвертый «Гранатовый альбом», который появился в 1998 году. В него вошли легендарные песни «Выхода нет» и «Орбит без сахара». С тех пор «Сплин» выпустил еще 12 альбомов, где участники группы постоянно экспериментировали с аранжировками, стилем и текстами, но именно эти композиции фанаты до сих пор просят исполнять на каждом концерте.

Конкуренцию им составляют разве что композиции «Мое сердце» и «Романс» («И лампа не горит»), которые вышли на пике популярности группы в 2000-х гг.

Особенности стиля


В текстах Александра Васильева мы слышим продолжение лучших традиций русского рока 1980-х. Музыкант сам неоднократно признавался, что вдохновляется «Аквариумом» и «Машиной времени». Он использует яркий образный язык, насыщенный символами, которые отсылают нас к поэзии Серебряного века и текстам Гребенщикова и Башлачева.

Русский рок — это не про музыку и аранжировку, а про поэзию и образность. Именно поэтому тексты песен наших музыкантов выходят в поэтических сборниках.

Продолжая традиции русской поэзии начала ХХ века, Васильев создает в текстах двойственный мир, в котором соединяет вымысел и реальность. Автор жонглирует образами, обрывая их на полуслове, и рисует пространство, словно сотканное из обрывков сновидений:

Ты уводишь меня в мир подземных ходов,
Коридоров, зеркал, тупиков, поворотов,
Мостов, лабиринтов, висячих садов.

Постоянными декорациями в текстах «Сплина» становится Петербург, и музыкант продолжает творить миф о мистическом городе, который сложился благодаря Гоголю и Достоевскому. Кроме того, Александр Васильев обращается к поэзии Маяковского и Блока, совмещая их приемы со сленговыми выражениями, символами современности (метро, самолет и др.) и меланхолией, которая характерна для стихов Башлачева, Гребенщикова и других представителей ленинградской рок-сцены.

Почему мы неправильно понимаем песни «Сплина»


Знаменитая песня «Выхода нет» вышла в тяжелое для страны время. Шел 1998 год — один из самых сложных в истории девяностых. Экономический кризис, общее ощущение нестабильности ярко отразились в ключевых словах припева.



Существует легенда, что Васильев написал эту песню после того, как стал свидетелем двух самоубийств в метро. Однако автор текста отмечает, что его неправильно поняли. В песне следует обращать внимание на слова «скоро рассвет», которые дают надежду, а не на пессимистичные «выхода нет».

Солист говорит, что это песня о двух влюбленных, для которых единственный выход — это бежать и быть счастливыми в другом месте. Кстати, слова «ключ поверни и полетели» Васильеву подсказала жена.

У «Сплина» немало песен, которые кажутся депрессивными, но только на первый взгляд. Отчасти такое впечатление создается из-за негромкого и монотонного голоса Васильева, а также из-за использования симфонических инструментов: флейты и акустической гитары в аранжировках. Например, песня «Романс» («И лампа не горит») кажется из-за этого невероятно грустной, хотя припев звучит довольно жизнеутверждающе: «Привет, мы будем счастливы теперь и навсегда». В песне идет речь о расставании влюбленных, но одновременно и об их возможном воссоединении.

Так же работает и легендарная композиция «Мое сердце». Суть не в том, что «сердце остановилось», а в том, что оно «отдышалось немного и снова пошло». Таким образом, песни «Сплина» не о тоске, а о движении вперед.

Веселые песни «Сплина»


У группы есть немало ироничных песен. Например, хит «Орбит без сахара» является первым примером продакт-плейсмента в русской рок-музыке. Васильев не получил гонорар от компании Orbit, но совершил своеобразную революцию, написав песню на слоган рекламной кампании.

За ним последовали и другие представители русской музыки. Вспомните «В левой руке “Сникерс”, в правой руке “Марс”» Ляписа Трубецкого, «На лабутенах» Сергея Шнурова и «Тантум Верде Форте» Тимати. До «Сплина» таких революционных и одновременно ироничных вещей в русской музыке в принципе не существовало.

У Васильева есть немало шутливых композиций. Например, «Мы все больны гандболом» — иногда на концертах он заменяет слово «гандбол» на «Газпром». Или «Новые люди» — откровенная композиция про секс. При этом «Сплин» после 2004 года постоянно экспериментирует с жанрами и совмещает поп-рок с брит-попом, гитарными риффами и рэпом, из-за чего получает неоднозначные отклики поклонников. Но всё же больше двадцати лет группа не теряет свой фирменный стиль, который построен на образной поэзии Александра Васильева.

«Сплин» сейчас


«Сплин» и лично Васильева обвиняют в попытке быть русским Radiohead, в однообразии и даже вменяют им звездную болезнь. Но это никак не сказывается ни на поклонниках, которых всё больше с каждым годом, ни на выходе новых альбомов. Можно заметить, что последние песни группы становятся все более экспериментальными и авангардными с точки зрения музыки, а также хлесткими и прямолинейными с точки зрения текста.

Послушайте «Я пью джин», «Вирус» или «Передайте Гарри Поттеру, если вдруг его увидите». Однако, как бы ни менялся состав группы, Александр Васильев сохраняет свой фирменный стиль и продолжает традиции ленинградских музыкантов и поэтов ХХ века, став частью современной ДНК города.



Правое полушарие Интроверта

МУЗЫКА