Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
История создания
В 1908 году известный русский коллекционер и почитатель Матисса С. И. Щукин заказал ему два панно для украшения своего московского особняка. Первое («Танец») должно было располагаться над лестницей, а второе («Музыка») предназначалось для украшения второго этажа.
Перед тем, как отправить готовые произведения Щукину в Россию, Матисс выставил их на Осеннем салоне в Париже 1910 году, где они были расценены как дерзкие и вызвали шквал критики. Из-за этого инцидента Щукин даже отказался от заказа, однако потом передумал, написав художнику: «Сударь, в дороге я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».
Однако меценат все же попросил художника зарисовать анатомические подробности обнаженных фигур, чтобы не смущать своих гостей.
В чём смелость картины
Для живописи Матисса характерны яркость чистых красок и выразительность упрощенных форм, которые делают её предельно экспрессивной, эмоциональной и динамичной. Эти черты присущи живописи фовистов, которых критики после их первой выставки 1905 года прозвали «дикими» (фр. les fauves).
Матисс писал, что «исходный пункт фовизма — решительно возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства». Хоть фовизм как течение и просуществовал в период лишь с 1904 по 1908 годы, Матисс на протяжении всего творчества придерживался этого принципа.
Источники вдохновения
Вспоминая об источниках вдохновения для «Танца», Матисс сказал: «Мне легко жить с танцем. Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола (хороводный национальный танец). Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».
Две версии картины
«Танец» представляет собой огромное полотно размером 260 × 390 см, на котором изображены пять фигур, кружащиеся в хороводе на зеленом холме на фоне неба.
Существуют две версии этой картины: первая сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке; вторая, окончательная версия, отправленная Щукину, ныне находится в Эрмитаже. И в первом, и во втором варианте композиция одинаковая.
Различия:
- В окончательной версии Матисс использует более насыщенные тона.
- Он изменяет позы танцующих в сторону наибольшей экспрессивности и более тщательно прорисовывает их фигуры.
- Матисс полностью отказывается от черного цвета, оставляя три основных — синий, зеленый и красный — в качестве главных аккордов.
Композиция картины
Композиция «Танца» связана с мотивом из его более раннего полотна — «Радость жизни», где в глубине изображены шесть фигур, кружащихся в хороводе. Он существенно перерабатывает эту композицию, останавливается на пяти фигурах танцующих.
Матисс усиливает экспрессию и напряжение композиции благодаря ощущению тесноты: фигуры слишком большие для столь ограниченного пространства, верхние фигуры опускают головы и плечи, нижняя — подгибает ноги, из-за чего создается ощущение ее полета. Этот прием подчеркивает стремительность танца, водоворотом увлекающего зрителя в реальность картины. Создается ощущение вечного движения хоровода, почти первобытных плясок на холме, пружинящем под ногами скачущих фигур.
Интересно, что ощущение шаткости из-за неровной поверхности холма даже сравнивается с синкопированными ритмами Стравинского и Сати. Эта картина несёт в себе безудержную энергию, стремительную динамику и экстатическое состояние.
Правое Полушарие Интроверта