Женщины давно доказали свою способность успешно работать в киноиндустрии, но соотношение мужчин и женщин в режиссёрских креслах до сих пор неравное. Рассказываем о первой режиссёрке в истории и смотрим на современную ситуацию в мире кино.
«Мужская» профессия
На заре кинематографа дискриминация женщин в киноиндустрии проявлялась в разных формах. В то время считалось, что кино — это мужское дело, режиссёрские посты в крупных компаниях были зарезервированы исключительно для них. Кроме того, женщины часто не могли получить и должности оператора или сценариста.
Обычно женщин брали на технические должности: они разрабатывали костюмы и декорации (хотя монтировали сами декорации обычно мужчины), раскрашивали чёрно-белые плёнки в студии, занимались монтажом и организационными вопросами съёмок. Естественно, не стоит забывать, что женщина могла стать актрисой — вот только платили ей нередко меньше, чем коллегам-мужчинам.
Это связано со стереотипами в обществе о «женской» и «мужской» работе. Традиционно девушек считали хрупкими созданиями, которые слишком слабы и не подходят для тяжёлой работы над декорациями или выматывающего, ненормированного съёмочного графика — режиссёр или оператор должен находиться на площадке постоянно, а актриса может приехать и уехать.
Также существовало мнение, что режиссура — это исключительно мужская профессия, которая требует сильного характера и уверенности в себе. Это во многом связано с устаревшими сегодня представлениями об авторитетности: мужчин воспринимали как людей, который с лёгкостью могут отдавать приказы и брать все дела под жёсткий контроль. Такая стереотипизация привела к тому, что женщинам редко предоставляли возможность работать на режиссерских постах, даже если они имели все необходимые знания и опыт.
Эти стереотипы, ведущие к разделению мужской и женской работы были очень сильны в начале 20 века и оставались в кинематографе на протяжении многих лет. Однако с течением времени они начали меняться, и женщины стали более активно заниматься различными профессиями в киноиндустрии.
Первая женщина на режиссёрском посту
Первой режиссёркой в мировой киноиндустрии считается француженка Алис Ги-Бланше. Она начинала свой путь с позиции секретаря промышленника и изобретателя Леона Гомона, который приобрел патент патент на хронофотограф Жоржа Демени — он послужил основой для создания 60-миллиметровой камеры, получившей название хроногомон.
Алис, работавшая на него, получила разрешение на эксперименты — если они не будут мешать ей выполнять основные обязанности. Она сняла свой первый фильм «Капустная фея, или рождение детей» в 1896 году. Считается, что она была постановщиком всех повествовательных фильмов, созданных в компании Гомона до 1905 года. Позже она переехала в Америку.
Несмотря на её должность и вклад в развитие кино, Гомон во время написания книги об истории компании забыл написать про работы Алис. Только в 1950-х про её вклад вспомнили историки кино. До этого она была на обочине истории — вместе со многими другими женщинами, чьи заслуги забывают упомянуть в книгах и биографиях.
Современные режиссёрки
Вот всего несколько имен успешных и интересных режиссёрок современности: Джейн Кэмпион («Власть пса»), Грета Гервиг («Маленькие женщины» и ждем «Барби»), София Коппола («Трудности перевода»), Хлоя Чжао («Земля кочевников»), Кира Коваленко («Разжимая кулаки») и еще многие-многие другие.
Однако кинокритики многих премий начали выделять снятые женщинами фильмы сравнительно недавно. Например, премии «Оскар» за лучшую режиссуру удостоилось всего 8 женщин: Лина Вертмюллер (первая номинантка в истории), Джейн Кэмпион (её выдвигали дважды), София Коппола, Кэтрин Бигелоу, Грета Гервиг, Эмеральд Феннелл и Хлоя Чжао (последние две девушки участвовали в оскаровской гонке одновременно, в 2021 году). В 2009 году «Оскар» получила Кэтрин Бигелоу за фильм «Повелитель бури» (она обошла номинировавшихся в той же категории мастодонтов — Джеймса Кэмерона и Квентина Тарантино). После неё награду в 2021 году получила Хлоя Чжао — за «Землю кочевников». В 2022 году Джейн Кэмпион тоже получила статуэтку за «Власть пса» — спустя 29 лет после предыдущей номинации.
История с «Оскаром» — яркая иллюстрация того, как относятся к женщинам в Голливуде. В национальных кино им проще: среди французских киноделов всегда было больше женщин, в российском кино тоже были режиссёрки. Так что проблема больше касается крупнобюджетных американских фильмов, которые давно стали бизнесом: мужчины не хотят терять укрепившуюся за почти век власть и девушками гораздо сложнее пробиться там.
Однако современная киноиндустрия предлагает больше возможностей: девушки снимают короткометражки и сериалы, основывают собственные кинокомпании. Например, Джоди Фостер покинула амплуа актрисы и пересела в режиссёрское кресло: она сняла несколько фильмов, целый сезон сериала «Оранжевый — хит сезона» и один из самых любимых критиками эпизодов «Чёрного зеркала». Грета Гервиг до «Маленьких женщин» тоже была актрисой (как и Мелани Лоран до фильма «Родные»).
Фильмы про супергероинь теперь снимают женщины, и это сильно сказалось на многих аспектах этих картин. Особенно — на сексуализации героинь. Харви Квин в фильме про Джокера и Харли в собственном сольнике совершенно разные: она не служит красивым дополнением к главному герою, ей теперь можно иметь собственный характер и желания.
В этом особенность женских фильмов: помимо очевидного избавления от излишних вырезов и обтягивающей одежды, они теперь рассказывают глубокие и актуальные истории, отзывающиеся в зрительницах. Девушек выводят на передний план.