«Последний день Помпеи» Карла Брюллова была признана лучшей картиной XIX века, по мнению Академии художеств. Она вдохновила многих деятелей искусства на создание произведений. Например, Александр Пушкин написал о полотне стихотворение, а Николай Гоголь — рецензию. Чем знаменита эта картина, и кто изображен на ней? Разбираемся в статье.
Карл Брюллов написал «Последний день Помпеи» в Италии. Туда его отправили от Императорской Академии художеств на четыре года. Однако художник прожил в Италии 13 лет.
Сюжет полотна появился, когда Брюллов отправился на место раскопок старинного города Помпеи, который располагался у подножия Везувия. Живописец сказал, что «нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».
Раскопки, которые проводили на месте извержения вулкана, стали сенсацией. Джованни Пачини создал оперу, посвященную гибели Помпеи, Эдвард Бульвер-Литтон — исторический роман, а Карл Брюллов решил написать картину. Во время работы над полотном художник обращался к археологическим и литературным источникам, а моделями для «Последнего дня Помпеи» стали итальянцы.
Между романтизмом и классицизмом
В работе живописец отражает два стиля: романтизм и классицизм. Романтизм проявляется в том, что на картине изображена трагедия народа, а не одного человека. Кроме того, это реальный исторический факт, а не идеализированный образ. Но вместе с тем художник не отступает от классицизма — композиция состоит из эпизодов, которые составляют треугольник.
На полотне мы видим автопортрет Брюллова — в левой части картины на ступенях изображен человек с ящиком красок на голове. Ближе к центру картины находится семейная пара с детьми. Есть мнение, что это Карл Брюллов со своей возлюбленной — графиней Юлией Самойловой. Стоит отметить, что ее черты можно найти в нескольких героинях на этой работе.
За семейной парой изображен языческий римский священник, который пытается убежать. Таким образом художник показывает падение античного мира римлян.
В нижнем левом углу женщина прижимает к себе дочерей. В их лицах читается страх. Рядом мы видим христианского священника. Он более спокойный, поскольку уже принял свою судьбу и надеется только на Бога.
Шедевр за шесть лет
Справа изображен всадник на коне, а чуть ближе — жених, который держит невесту, потерявшую сознание. Голова девушки украшена цветочным венком, так было принято для новобрачных по древнеримской традиции. Также на первом плане мы видим, что двое юношей несут отца. А рядом с ними сын просит мать подняться и скорее бежать. Интересно, что Брюллов написал образ сына с Плиния Младшего, который спасся во время извержения Везувия.
Художник показывает, что несмотря на катастрофу и страх, люди все равно пытаются помочь близким, уговаривают их бежать.
Брюллов писал «Последний день Помпеи» шесть лет, хотя полотно имело колоссальные размеры. За это время он неоднократно менял положение героев, изучал источники. В 1833 году картина была выставлена в Риме, в Париже она получила золотую медаль. Эта работа сразу стала известной. В 1834 году полотно привезли в Петербург. Там оно тоже пользовалось популярностью.