Хитроумный и безжалостный, Макиавелли вошел в историю как один из ключевых философов эпохи Возрождения. Вы хотя бы раз слышали о макеавеллизме — в статье разбираемся в личности и идеях, от которых пошел этот термин.
Николо Макиавелли (1469-1527) — выдающийся итальянский политический мыслитель и философ эпохи Возрождения, чьё имя напрямую связано с безжалостным политическим маневрированием. Родился и провёл большую часть своей жизни во Флоренции, которая тогда была центром политических интриг и культурного процветания.
Макиавелли известен прежде всего благодаря своему произведению «Государь» (Il Principe), написанному в 1513 году, но опубликованному посмертно в 1532-м. В этой работе он исследует характеристики и методы власти, необходимые для управления государством и сохранения власти. Макиавелли считается одним из основателей политической науки из-за своего реалистичного подхода к политике, основанного не на идеалистических представлениях о морали и добродетели, а на практических соображениях власти и управления.
Как Макиавелли стал таким?
Блестяще образованный Макиавелли всегда мечтал служить на благо родной Флоренции. Порядка 15 лет он ответственно исполнял дипломатические поручения и служил информатором, собирая материал о врагах республики. Политическая карьера Никколо была поставлена на паузу, когда во Флоренцию вернулись Медичи.
Макиавелли уволили, а потом и вовсе арестовали. В тюрьме его подвергли пыткам на дыбе и приговорили к смерти, но позже амнистировали. После освобождения Макиавелли вел затворнический образ жизни из-за сильного морального потрясения, но периодически ездил в город, чтобы попытаться вернуться на службу. К двадцатым годам расположение властей вернулось к нему, он стал историографом, написал «Историю Флоренции» и снова начал выполнять дипломатические поручения.
Идеальный государь — какой он?
«Государь» — небольшой трактат, в котором обман и хитрость правителя выступают как абсолютная добродетель. Здесь важен исторический контекст, ведь тогда Италия была раздроблена на несколько государств, постоянно воюющих друг с другом. По мнению Макиавелли, мягкотелый правитель в таких условиях — смертельный приговор для всей страны.
Макиавелли подчеркивает, что стабильность и сила государства являются ключевыми факторами для успешного правления. Он предостерегает от слабости и бездеятельности, которые могут привести к потере власти. Макиавелли призывает к реалистическому подходу к политике. Он утверждает, что политические лидеры должны оценивать ситуацию и действовать исходя из реальных обстоятельств, а не из идеализированных представлений о добродетели и морали.
Мыслитель отстаивает необходимость своевременного подавления любых недовольств: «Все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли». При этом Макиавелли не призывает к беспричинному злу: государь должен быть добр настолько, насколько это возможно, и жесток насколько это необходимо.
Благодаря этому трактату Макиавелли считают основоположником политологии. Важно подчеркнуть, что он отдавал предпочтение умеренной республике и никогда не выступал за то, чтобы в стране была организована диктатура.
О чем еще он писал?
«Государь» охватывает широкий спектр вопросов. Например, в главе «Искусство войны» есть пространное рассуждение о религии. Макиавелли отрицает смирение как главную добродетель христианства и критикует тех духовников, кто фактически призывал к добровольному самоуничтожению: «И если теперь кажется, что весь мир обабился, а небо разоружилось, то причина этому, несомненно, подлая трусость тех, кто истолковывал нашу религию, имея в виду праздность, а не доблесть… религия наша допускает прославление и защиту отечества, она требует от нас, чтобы мы любили и почитали родину и готовили себя к тому, чтобы быть способными встать на её защиту».
Доброта, в том числе показная, очень импонирует Макиавелли. По его мнению, идеальный государь, во-первых, лишит народ любой возможности навредить ему, а, во-вторых, так задобрит подданных, что они и не захотят ничего менять.