К основному контенту
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Критика философии позитивизма

Критика позитивизма Хайдеггер
Позитивисты — это философы, которые считали, что все явления в мире можно объяснить с помощью науки и фактов. Казалось бы, а в чем они не правы? Не можешь доказать что-то экспериментально — не утверждай, что это истинно.
И все же позитивисты подверглись тонне критики. Давай разбираться, кто и за что их критиковал, и насколько это было обосновано.
Время чтения: 10 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Нельзя игнорировать историю и культуру

Позитивисты утверждали, что наука должна опираться только на факты, доступные наблюдению и измерению. По их мнению, все, что нельзя проверить эмпирически, не имеет научной ценности. Поэтому их критиковали за то, что они игнорировали важность человеческого опыта, культуры и истории. Среди скептиков был, например, Вильгельм Дильтей — немецкий философ и историк культуры.
Ключевые идеи Дильтея
Дильтей настаивал, что гуманитарные знания нельзя свести к методам естественных наук. Ведь они изучают смысловые структуры, а не физические явления.
Представь, что ты смотришь на яблоко. Физика будет изучать, что это за объект: его форму, состав, массу, как он падает, какие силы на него действуют — словом, все, что происходит с яблоком в реальном мире.
Психология, в свою очередь, будет изучать, как ты воспринимаешь это яблоко: какие мысли и чувства оно у тебя вызывает, почему ты можешь подумать, что оно вкусное, как связаны твои воспоминания о яблоках с эмоциями, которые ты испытываешь. Она занимается смысловыми структурами, тем, как ты воспринимаешь объект, какие значения ему придаешь и как он влияет на твои мысли и поведение.
Поэтому понимание культуры и истории невозможно без учета внутреннего опыта людей, их эмоций, мотивов и целей. Так что важно развивать методы интерпретации, а не только наблюдение и эксперимент.

Полная проверка подлинности невозможна

Позитивисты настаивали на повсеместной верификации. Все научные теории должны быть проверяемыми и поддающимися строгой проверке данных. Они считали, что только таким образом можно доказать истинность. Но тут вмешался Карл Поппер, австрийский и британский философ и социолог. Он показал, что полная верификация любой научной теории невозможна, так как никогда нельзя доказать, что теория истинна при любых условиях.
Критерии научности по Попперу
Вместо верификации Поппер предложил принцип фальсифицируемости. Согласно ему, любую теорию можно проверить и опровергнуть с помощью экспериментов и наблюдений, иначе она ненаучна.
Поппер утверждал, что позитивизм игнорирует сложность научного процесса и природу научных гипотез. Научный процесс заключается не в подтверждении теорий, а в их постоянной проверке и опровержении, что способствует прогрессу знаний. Природа научных гипотез заключается в том, что они не окончательные истины, а предположения, которые можно проверять, опровергать или уточнять через эксперименты и наблюдения.
Пример: мы утверждаем, что все лебеди белые. Согласно принципу верификации, нам нужно наблюдать всех лебедей в мире, чтобы подтвердить это утверждение. Мы могли бы провести тысячи наблюдений и найти множество белых лебедей, и теоретически это подтвердит нашу гипотезу. Но в реальности невозможно проверить всех лебедей на планете. Кроме того, в будущем может появиться лебедь другого цвета. Поэтому теория, что все лебеди белые, никогда не может быть полностью верифицирована или доказана на 100%.
Принцип фальсифицируемости, с другой стороны, говорит, что нужно проверять гипотезы через опровержение. Если мы утверждаем, что все лебеди белые, достаточно найти хотя бы одного черного лебедя, и гипотеза уже не будет правдивой.
Таким образом, фальсифицируемость делает теорию более практичной и проверяемой, потому что она сразу дает ясный критерий, при котором теорию следует отклонить, в отличие от верификации, где проверка может быть бесконечной.
Приложение Правое полушарие Интроверта
Наука, по Попперу, должна двигаться вперед не за счет подтверждения истин, а за счет опровержения неверных гипотез. Что мы и видим в истории науки.

Наука развивается нелинейно

Позитивисты считали, что наука развивается линейно, постепенно накапливает знания и подтверждает теории с помощью наблюдений и экспериментов. Они считали, что прогресс науки — это последовательное и непрерывное улучшение теорий, как будто без революционных изменений и скачков. Но американский историк и философ науки Томас Кун резко опроверг это представление.
Томас Кун Структура научной революции
Томас Кун выдвинул идею, что наука развивается через смены парадигм — фундаментальные изменения в научных теориях и мировоззрениях. То есть наука все время проходит циклы, где старые теории заменяются новыми. Примером может служить переход от классической механики Ньютона к теории относительности Эйнштейна. До того, как были найдены аномалии, которые нельзя было объяснить законами Ньютона, например, аномалии в движении Меркурия, научное сообщество придерживалось старой парадигмы. Когда же Эйнштейн предложил новую теорию, она не только объяснила эти аномалии, но и изменила саму концепцию пространства и времени, что стало новым этапом в развитии физики.
А еще научные теории не являются вечными и универсальными истинами, а зависят от исторического контекста, в котором их разработали. Теория, которая кажется научно обоснованной в одном историческом периоде, может устареть и смениться другой, более подходящей. Это подрывает идею позитивистов об абсолютной объективности науки, которая, по их мнению, должна быть независимой от времени и места. Кун утверждал, что даже научное сообщество в разные эпохи воспринимает одни и те же данные через призму господствующей парадигмы. А это влияет на то, как данные интерпретируются и какие теории считаются научными.
Примером может служить теоретическая революция в медицине, когда в XVII–XVIII веках представление о здоровье и болезни, основанное на гуморальной теории баланса четырех жидкостей в организме, уступило место более современному пониманию, которое опирается на клеточную теорию. Эта смена парадигм показала, что не все теории могут быть объективными и универсальными.
В общем, позитивисты опять игнорировали исторический и социальный контекст, в котором развивается наука. Поэтому их представление о науке было упрощенным и статичным.

Наука не может ответить на философские вопросы

Ученый легко опишет, как, например, работает сердце или как проходит химическая реакция. Однако ученый-позитивист не сможет ответить на вопросы о сути бытия или о смысле человеческого существования, потому что его подход ограничивается только тем, что доступно наблюдению и научному анализу. Именно против этой ограниченности и высказывался Мартин Хайдеггер, немецкий философ, развивавший феноменологию, экзистенциализм и герменевтику.
Сравнение науки и философии по Хайдеггеру
Хайдеггер критиковал позитивизм за склонность сводить все бытие к наличному сущему, то есть к тому, что доступно наблюдению и научному анализу. Позитивизм, по мнению Хайдеггера, ограничивает философское мышление рамками фактического и наблюдаемого и игнорирует более фундаментальные вопросы о смысле бытия.
Например, наука может исследовать, как функционирует человеческий мозг, какие процессы происходят в нейронах, как мы воспринимаем мир через органы чувств. Это все можно изучить с помощью методов наблюдения, измерений и экспериментов. Но по мнению Хайдеггера, наука не может сказать, что значит быть человеком и каково наше существование в этом мире. Ведь это нельзя измерить или пронаблюдать. Именно тут философия должна прийти на помощь и помочь отыскать смысл существования, сущность бытия и человеческого опыта. Философия обращает внимание на те аспекты бытия, которые наука не может охватить — переживания, смысл жизни и глубинные вопросы о том, что значит «быть».

Что же получается? Позитивизм ограничивает науку, рассматривая ее как линейный процесс, где истина доказывается через верификацию или накопление данных. В реальности же наука гораздо сложнее и не может игнорировать более фундаментальные вопросы, которые касаются смысла бытия и не могут быть решены только через эмпирические исследования.

Выходит, позитивизму все еще нужна философия, от которой ученые так стремились отказаться. Наука объясняет, как происходят явления, а философия помогает понять, что они значат и каково их место в контексте человеческого существования. Научное познание и философские размышления не должны конкурировать, а наоборот, должны дополнять друг друга.
Литература:
  • В. Дильтей «Сущность философии» Интрада, 2001.
  • К. Поппер «Логика научного исследования» Республика, 2005.
  • Т. Кун «Структура научных революций» АСТ, 2020.
  • М. Хайдеггер «Бытие и Время» Академический проект, 2015.
Автор: Алёна Сухинина, философ (ПГНИУ), популяризатор науки
Приложение Правое Полушарие Интроверта
ФИЛОСОФИЯ