Дон Жуан — образ, олицетворяющий собой вечный конфликт между общественными нормами и личными желаниями. Множество писателей было вдохновлено на создание произведений, раскрывающих различные грани его характера. В статье расскажем, как менялся Дон Жуан.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Первоначальное появление образа в литературе
Первым классическим литературным произведением, в котором появился Дон Жуан и которое дало толчок развитию этого мифа, стала пьеса «Севильский озорник, или Каменный гость». Это произведение было создано испанским монахом Габриэлем Тельесом, известным под псевдонимом Тирсо де Молина, в первой половине 1620-х годов.
Тирсо де Молина использовал в своей пьесе иберийский вариант фольклорного сюжета, в котором шутник оскорблял каменное надгробие в церкви. Этот вариант стал ключевым в формировании образа Дон Жуана. В трактовке Тирсо де Молины, Дон Хуан не является вольнодумцем или безбожником, а скорее аморальным и безрассудным упрямцем. Он осознает неизбежность расплаты за свои грехи, но продолжает свои распутные похождения без должного раскаяния.
Тирсо де Молина использовал в своей пьесе иберийский вариант фольклорного сюжета, в котором шутник оскорблял каменное надгробие в церкви. Этот вариант стал ключевым в формировании образа Дон Жуана. В трактовке Тирсо де Молины, Дон Хуан не является вольнодумцем или безбожником, а скорее аморальным и безрассудным упрямцем. Он осознает неизбежность расплаты за свои грехи, но продолжает свои распутные похождения без должного раскаяния.
Пылкий завоеватель
Значительные изменения Дон Жуан претерпел в руках Мольера, превратившись в ключевую фигуру французской литературы. Мольер, в своей комедии «Дон Жуан», сделал решительный шаг, отделив героя от его испанских корней и внедрив его в реалии французского общества.
В отличие от комедийных персонажей эпохи Возрождения, герой Мольера ведет любовную игру, не испытывая при этом возвышающей любви, характерной для искусства Ренессанса. Мольеровский Дон Жуан выступает в роли пылкого завоевателя, а не холодного совратителя.
В отличие от комедийных персонажей эпохи Возрождения, герой Мольера ведет любовную игру, не испытывая при этом возвышающей любви, характерной для искусства Ренессанса. Мольеровский Дон Жуан выступает в роли пылкого завоевателя, а не холодного совратителя.
Это сложный и противоречивый образ. Он смеется над женскими чувствами, но проявляет братскую любовь к своему слуге Сганарелю. Он безразличен к общественному мнению, но готов прийти на помощь незнакомцу. Этот персонаж одновременно дерзок и бесстрашен, но способен на трусость, когда это необходимо для спасения.
Дон Жуана в интерпретации Мольера — типичный светский вольнодумец XVII века, оправдывающий свое безнравственное поведение определенной философией. Для Дон Жуана не существует ни загробной жизни, ни ада, ни рая. Он верит только в материальное и рациональное. Лицемерие и притворство — выгодная тактика для достижения своих целей.
Дон Жуана в интерпретации Мольера — типичный светский вольнодумец XVII века, оправдывающий свое безнравственное поведение определенной философией. Для Дон Жуана не существует ни загробной жизни, ни ада, ни рая. Он верит только в материальное и рациональное. Лицемерие и притворство — выгодная тактика для достижения своих целей.
Уже не соблазнитель
В своей поэме «Дон Жуан» Байрон представляет образ главного героя весьма необычно и оригинально, отходя от традиционного представления Дон Жуана как непреклонного соблазнителя.
Байрон изображает Дон Жуана более пассивным и невинным персонажем. Жуан не является активным соблазнителем, скорее, он оказывается втянутым в романтические приключения, часто против своей воли. Это делает его образ более человечным и сложным.
Любовные приключения Жуана, начиная с его романа с доной Юлией и заканчивая отношениями с Гайдэ, показывают его как объект женского внимания, а не как активного завоевателя. Эти отношения часто приводят к неожиданным и трагическим последствиям.
Байрон изображает Дон Жуана более пассивным и невинным персонажем. Жуан не является активным соблазнителем, скорее, он оказывается втянутым в романтические приключения, часто против своей воли. Это делает его образ более человечным и сложным.
Любовные приключения Жуана, начиная с его романа с доной Юлией и заканчивая отношениями с Гайдэ, показывают его как объект женского внимания, а не как активного завоевателя. Эти отношения часто приводят к неожиданным и трагическим последствиям.