Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Основные идеи учения Елены Блаватской

Она сбежала от мужа, эмигрировала из России, путешествовала по всему свету, встречалась с тайными учителями, работала в цирке и основала новое религиозно-философское учение. Нет, это не сюжет закрученного сериала, а жизнеописание реальной личности — Елены Петровны Блаватской, религиозного философа и оккультиста. Но даже сегодня историкам сложно заключить, что из рассказанного Блаватской правда, а что вымысел.
Блаватская оставила после себя богатейшее наследие. Ее можно считать «матерью» многих современных эзотерических учений. И сейчас мы расскажем, в чем заключались ее основные идеи.

Время чтения: 8 минут.
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Синтез науки, философии и религии

Блаватская утверждала, что философия, религия и наука должны соединиться для достижения истинного знания.

Многие положения о космологии, то есть устройстве мира, она позаимствовала из трудов древних авторов — Платона, Лао-цзы, Конфуция, Будды, Пифагора, Плотина и других. Елена Петровна и не отрицала этого. Вот что она писала о «Тайной доктрине», своем главном труде:
Такое отношение к духовности связано с расцветом материализма в XIX веке и развитием физики, химии, медицины и других важнейших наук. По мнению Блаватской, все это мешало достижению истинного знания, ведь оно по сути своей духовно.
Поэтому ее теософия утверждает, что все религии и духовные учения исходят от одной общей истины, скрытой в глубине человеческого сознания. А все человечество связано через единое духовное начало.

Идеи неоплатонизма в учении Блаватской

Одним из главных источников вдохновения для Блаватской стал неоплатонизм — философско-религиозное учение, основанное на интерпретации трудов Платона. Одним из главных тезисов, которые она позаимствовала у неоплатоников, была идея о Едином как источнике всего сущего.
В неоплатонизме, особенно у Плотина, концепция Единого или Единства занимает центральное место. Все исходит из Единого, которое является абсолютно трансцендентным, то есть недоступным опытному познанию. А теперь взгляни на высказывание Блаватской:
«...Существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему».
Как видишь, она также утверждает, что существует некий Абсолют, который является источником всего сущего. Это беспредельный, невыразимый принцип, из которого происходят все уровни бытия. Кстати, концепция уровней бытия тоже напоминает учение Плотина.
В неоплатонизме описана ступенчатая структура мироздания, которая как бы спускается от Единого в материальный мир. И в теософии Блаватской есть похожая иерархия. В учении о Космосе и человеческом развитии Елена Петровна говорит о постепенном нисхождении из духовных миров в мир материальный, и обратно. Вот что она писала об этом в «Тайной доктрине:
«По эзотерическому учению, существуют семь Первичных и семь Вторичных «Творений»: первые представляют Силы, самовыявляющиеся из единой беспричинной СИЛЫ, последние являют проявленную Вселенную, исходящую из уже дифференцированных божественных Элементов».
Получается, что в учении Блаватской, как и в неоплатонизме, есть идея о совершенном, изначальном мире и его производных. А наш мир является лишь искаженной и далеко не идеальной реальностью. Однако достижений неоплатоников не было достаточно для создания «Тайной доктрины». Поэтому Блаватская дополнила свое учение элементами восточных религий.

Восточные религии в учении Блаватской

Блаватская глубоко интересовалась ведическими текстами и идеями индуизма, особенно концепциями о карме и мокше, а также идеями о цикличности времени.

В ее учении реинкарнация, то есть перерождение, играет важнейшую роль. Блаватская утверждала, что душа проходит через множество жизней, во время которых улучшается, чтобы в конце достичь освобождения — мокши. Также она акцентировала внимание на карме — законе причинно-следственных связей, который управляет судьбой человека. Карма, с точки зрения Блаватской, является «безошибочным законом воздаяния». А цикличность времени в теософии Елена Петровна заимствовала из индуистского представления о югах. Так в индуизме называются периоды.
Из индуизма Блаватская взяла и знаменитую теорию рас. С окончанием каждой юги в индуизме человеческая раса теряет совершенство и становится все более невежественной и враждебной. А в конце последней, самой жестокой и безнравственной юги, все как бы обнуляется и снова наступает золотой век. Блаватская считала, что в истории человечества известно целых семь рас.
Самая первая, адамическая раса существовала в период до появления физического тела и состояла из духовных существ. У второй, гиперборейской расы появились эфирные тела, которые были полупрозрачными и не имели органов чувств. Начиная с этого момента тела начали эволюционировать. Третья, лемурийская раса уже имела физические тела и зачатки человеческого разума. У этих существ уже были, например, глаза, рот и конечности. Следующим уровнем развития стала четвертая, атлантическая раса. У ее представителей уже были полноценные тела и разумы, а еще появились мужчины и женщины, а также более сложная структура общества. А пятая, арийская раса — это уже мы, люди с развитыми физическими и умственными способностями.
Остальные две расы, по мнению Блаватской, появятся в будущем. Шестая будет существовать, когда человечество достигнет нового уровня духовного и физического развития. Для этого ему нужно перейти к более высоким вибрациям и возможностям. А седьмая раса будет высшей ступенью эволюции. Такие люди будут обладать даже такими возможностями, которых еще не существует на Земле. Получается, что каждая раса — результат усовершенствования человечества и достижение наивысшего расцвета.
В «Тайной доктрине» можно увидеть и множество буддийских терминов, например, личность, индивидуальность и душа. Как пишет отечественная исследовательница Татьяна Бернюкевич, «Соотношение «личности» и «индивидуальности», их различия и связь становятся основой для одного из самых важных аспектов теософии — учения о переселении душ». Только в отличие от буддийской доктрины, Блаватская считала, что человек совершенствовался с течением времени, как, впрочем, и весь мир. Даже карма в теософии бывает не только личная, но и общественная:
«социальные бедствия — классовые различия в обществе, <...> дискриминация женщин <...> — все это происходит в силу того, что мы кратко, но точно именуем кармой».
Получается, что буддизм оказался слишком эгоистичным для Блаватской, и она расширила концепцию кармы в своем учении.
Елена Петровна считала, что теософия помогает восстановить утраченные знания и вернуться к изначальному учению, которое объединяет все великие духовные традиции. Восточные религии служат основой для этой «Древней Мудрости», а теософия становится инструментом для ее возрождения и распространения. В том числе поэтому русский философ Владимир Соловьев даже называл теософию «необуддизмом». Однако сама Блаватская соглашалась с этим и считала, что теософия — это не буддизм, а Гнозис, то есть тайное, сокрытое знание.

Христианство в учении Блаватской

В учении Елены Блаватской христианство рассматривается не как религия в привычном понимании, а как часть древних знаний. И эти знания предназначены не для широкой публики, а для духовно подготовленных людей.
Согласно теософии, Иисус Христос был великим учителем и воплощением божественного принципа. Однако Блаватская утверждала, что его учение исказилось в ходе исторического развития церкви:
«”Царство Божие и Небо внутри нас, — сказал Иисус, — а не вне нас”. Почему христиане так абсолютно слепы к самоочевидному смыслу слов мудрости, которые они так любят механически повторять?»
Поэтому в теософии она делала акцент на скрытом, эзотерическом аспекте христианства, который якобы связан с учением о реинкарнации, карме, и развитии высших духовных способностей.
Блаватская также обращалась к символам и мифам, которые есть в христианской традиции, и предлагала их более глубокое и метафорическое истолкование. Например, крест она считала символом духовной трансформации и преодоления эго, а не воплощением страдания и возрождения.
Как видишь, важнейшими составляющими теософии стали идеи неоплатонизма, восточные религии (особенно индуизм и буддизм), а также эзотерическая трактовка христианства. Блаватская делила все религии на экзотерические, то есть открытые, искаженные и упрощенные, и эзотерические — истинные. Например, экзотерические религии — это христианство и иудаизм, а их эзотерическая форма — каббала. Но центральной концепцией теософии является идея о том, что все религии происходят от одной общей истины, скрытой в глубинах человеческого сознания, а человечество связано через единое духовное начало. Позже эта мысль получила развитие в трудах отечественных философов: Владимира Соловьева, Павла Флоренского и др. А теософия Блаватской стала основой для множества эзотерических движений и оккультных учений, которые приобрели популярность в XX веке, например, «Живой этики» Рерихов, учения Ошо, антропософии Рудольфа Штайнера, и современных движений Нью-Эйдж.
Литература:
  • Блаватская Е. П. «Тайная доктрина». Эксмо, 2023
  • Блаватская Е. П. «Разоблаченная Изида». Эксмо, 2023
  • Фаликов Б. З. «Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда». РГГУ, 2007
Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
2025-01-24 17:56 РЕЛИГИЯ