Анонимность присутствует во всех сферах жизни, ею не удивить никого в век интернета. Живопись и искусство в целом — не исключение. Рассказываем про историю анонимности в мире искусства от древности до наших дней.
Время чтения: 6 минут.
Древние анонимы
Первые анонимы, которые приходят на ум — бесчисленные авторы древнегреческих ваз. Чернофигурная вазопись, как и предшествующие ей стили, была очень распространена по всей территории, на которой обитали греки. Из-за этого никто не вёл детальные подсчёты и списки мастеров, Только во время распространения краснофигурной вазописи мастера начали точно подписывать свои творения: гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом «сделал», а вазописцы — «нарисовал». Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать часть произведений гончарного искусства, однако многие имена всё же канули в Лету.
На курсе-саммари «Современное искусство» вы узнаете, как древние художники до сих пор влияют на современных творцов. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Автор «Венеры Милосской» тоже до сих пор не идентифицирован. Всё, что искусствоведы знают об этом человеке, содержится в надписи на постаменте: «Александрос, сын Менида, гражданин Антиохии». Эта скульптура, найденная на острове Милос в 1820 году, считается одним из самых известных античных произведений искусства. Отсутствует не только автор: историки искусства не могут сойтись в точном определении типа статуи. Официально она считается одной из многочисленных «стыдливых» Венер, которые прикрываются после купания. Однако несоответствия в пластике разных частей статуи и странные пропорции ног и головы вызывают вопросы, так как в классическую эпоху скульпторы стремились к единой гармонии всего облика. Искусствовед Полевой уточняет: «олицетворение вечной разумной гармонии, возвышающейся над случайностями и изменчивостями. Такого решения статуи не существовало в эпоху классики». Это разногласие вводит в недоумение и заставляет спорить современных учёных.
Средневековье и Ренессанс
В середине 1460-х годов неизвестный гравёр, вошедший в историю как «Мастер Е. S.», создал целый «фантастический алфавит» — серию оттисков с фантастическими существами, химерами и драконами, которые соседствуют с людьми. Эту серию принято считать одним из выдающихся произведений поздней готики. Художник совершил настоящую революцию в технике гравюры на меди. Благодаря особенной параллельной штриховке он научился моделировать тени и пластику, создавая «бархатистый» эффект в печатном оттиске.
В Брюгге и Брюсселе есть свои тайны — то ли отдельный неизвестный художник, то ли целая школа в период приблизительно с 1482 по 1510 год писала картины, на которых очень сильно детализирована листва. За эту отличительную особенность подобные голландские картины приписывают «мастеру вышитой листвы». Обратите внимание на эту детализацию — она притягивает взгляд, отрывая смотрящего от Мадонны на переднем плане.
Ещё одно удивительное анонимное произведение — французский Шартрский собор. Искусствоведы до сих пор не установили личность главного архитектора. Хотя личности отдельных художников, выполнявших по заказу готические статуи ангелов и химер, проектировщик неизвестен по сей день. Во многом это связано с продолжительностью процесса: собор строился не за один день. К тому же, после пожаров и разрушений его приходилось восстанавливать, и старые имена уступали места новым в списках создателей искусства.
Современные авторы
В наши дни искусство сильно коммерциализовано. Им управляют арт-галереи и другие официальные институции, которые сами формируют спрос на искусство, находят и выращивают художников, способных этот искусственный спрос удовлетворить, и формируют предложение. В результате подлинная ценность искусства теряется за его рыночной стоимостью мы не «видим» сами произведения.
С этим активно борются независимые галереи, создавая программные выставки «искусства для искусства»: анонимные собрания, на которых представлено максимальное разнообразие стилей, живописных техник, творческих подходов и тем. Например, все сотрудничающие с Gallery Cart Art Foundation художники скрываются под псевдонимами, и их личность не эксплуатируется в процессе продажи и продвижения арт-объекта. Произведению искусства возвращается его собственная уникальная эмоциональная ценность — это похоже на обнаружение при раскопках античной статуи: мы не знаем, кто её автор, и воспринимаем её красоту непосредственно и непредвзято.
Другая сторона, связанная с коммерцией, также процветает. Естественно, мы вспоминаем про Бэнкси — самого скандально известного анонима XXI века. Он прославился своими провокационными граффити, которые появляются на стенах городов по всему миру. Через искусство он выражает свое отношение к различным социальным, политическим и экологическим проблемам. Один из самых ярких образов, созданный «гением в черном худи» — пацифистский бунтарь, швыряющий букет вместо коктейля Молотова, — очень изящно иллюстрирует личность самого Бэнкси.
5 октября 2018 года на аукционе Sotheby’s ушла с молотка авторская репродукция одной из самых популярных работ Бэнкси, «Девочка с воздушным шаром». После финала торгов кто-то из гостей аукциона включил встроенный в раму шредер, который разрезал работу на тонкие полоски на глазах поражённых гостей.
Кроме уличных художников, расписывающих улицы граффити, есть и другие. Например, Нино Дуччо. Всё, что про него известно — раньше он был бизнесменом и коллекционером, но теперь он решил взять псевдоним (отсылающий к эпохе Возрождения) и заняться живописью.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Больше о том, как художники пользуются разными оттенками цветов, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
Рассказываем подробнее о чёрном квадрате, а заодно — об авангардистских выставках и обществах: