Философская притча об искусственном интеллекте или развлекательное кино? Какие тайны скрывает фильм Мамору Осии? Разбираемся в статье.
Контекст создания
«Призрак в доспехах» — это полнометражное аниме Мамору Осии. Он выпустил его в 1995 году, когда внимание к жанру киберпанк в Японии спало. К тому времени на экранах успело выйти аниме «Акира», а в Голливуде уже был снят легендарный «Бегущий по лезвию».
«Призрак в доспехах» был создан на основе одноименной манги Масамунэ Сиро 1989 года, однако Осия сделал множество изменений. Например, главная героиня стала практически безэмоциональной, а происходящие события были перенесены из Токио в Гонконг.
Особый стиль
Гонконг был выбран неслучайно: переплетение в нём разных архитектурных стилей послужило отличным референсом для атмосферы города будущего. Фактурность Гонконга можно наблюдать на кадрах, которые для подготовки к фильму, сделал визуальный директор проекта Хиромаса Огура.
На первых этапах Мамору Осии скрупулезно создавал визуал картины, добавлял в него множество деталей. Благодаря этому фильм можно пересматривать и каждый раз замечать в кадре что-то новое. В создании картины использовали элементы CGI, чтобы отразить такие воображаемые технологии будущего, как способность буквально растворяться в воздухе на глазах других людей — становиться невидимкой.
Философский подтекст
Это не просто развлекательное кино на вечер, а история о поиске идентичности и рассуждение о человечности. Нам рассказывают о будущем, в котором люди легко имплантируют себе механические части тела. Более того, развитие технологий позволяют создавать механические тела с нуля. Главная героиня фильма — майор Мотоко Кусанаги — полностью искусственное существо. Именно с её «рождения» начинается фильм. Стоит отметить, как уникальность этого события подчеркивает музыка Кэндзи Каваи: заглавный трек передаёт ощущение религиозности происходящего.
Майору предстоит найти кибер-преступника, способного взламывать сознание. В ходе расследования выясняется, что преступник — искусственный интеллект, созданный правительством. Так фильм обращается к сложному вопросу возникновения самосознания у написанной человеком программы, рождению у такой системы души-призрака. Если в более раннем киберпанке, «Акире», рассуждали о том, что происходит, когда человек перестаёт быть человеком, то автор «Призрака в доспехах» задаётся поиском возникновении человечности в роботе.
На протяжении фильма Мотоко переживает экзистенциальный кризис поиска себя, задается вопросом: «есть ли во мне что-то уникальное?»
Начните зарабатывать на хобби на нашем курсе «Кинокритик».
Я мыслю, следовательно — существую?
Вопросы к себе отражаются в городе вокруг. Путешествуя по улицам, Мотоко видит в витринах свои копии. Ответ на ее вопрос о реальности сознания дает персонаж Бато. Он практически цитирует идею Рене Декарта: «если ты мыслишь, значит ты существуешь». Однако в другой сцене слышна иная мысль, транслирующаяся в сознание Мотоко: «в кривом зеркале водной поверхности душа вновь начнет путь по лабиринту отражений». Получается, что её мысли могут приходить извне и не всегда принадлежат ей самой. Так фильм философский вопрос: если мои мысли возникают извне, то что тогда есть я?
Более того, зрителям показывают, как воспоминания личности изменяются с помощью чужого вмешательства. То, что считалось уникальным, может легко оказаться чужим. По мере развития сюжета зритель сам начинает задаваться вопросами идентичности и самоактуализации, что делает идеи, заложенные автором, универсальными и актуальными для любого времени.
В финале картины искусственный интеллект («Кукловод») предлагает Мотоко выбор. Мотоко и Кукловод должны объединить свои призраки, дав возможность зародиться новому виду. Параллельно демонстрируются кадры стрельбы военных по фреске древа жизни. Эта сцена подчеркивает разрушение прошлого для создания нового. Мотоко принимает предложение Кукловода, в результате чего рождается нечто новое. Осия подчеркивает идею рождения, помещая результат их слияния в тело маленькой девочки руками персонажа Бато.
«Призрак в доспехах» не пугает развитием технологий, показывая другую их сторону. Технологический прогресс в философии картины показан как потенциал для развития человечества. Уникальный стиль и философия «Призрака в доспехах» сделали его классикой кинематографа. Неудивительно, что картина вдохновила множество авторов на создание нового киберпанка: разнообразные отсылки к «Призраку в доспехах» можно увидеть в десятках последующих картин жанра. Самая громкая из вдохновлённых этим фильмом работа — «Матрица».