Всеволод Мейерхольд считал, что актёр должен обладать высокой технической подготовкой, профессионализмом и культурой. Система упражнений, известная как биомеханика, была направлена на развитие физических навыков актёра. Подробнее о ней в статье.
Время чтения: 4 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Роль режиссера
Мейерхольд стремился к созданию нового театра, который бы отражал динамику и энергию нового времени. Он внедрял элементы цирка и кабаре, экспериментировал с пространством и движением актеров. Режиссер видел свою роль не просто как постановщика, а как творца, способного вдохнуть жизнь в текст и создать уникальное зрелище.
Мейерхольд считал, что режиссер должен быть лидером и вдохновителем для актерского состава. Он уделял огромное внимание хореографии, считая, что движение и визуальный ряд способны передать зрителю не меньше, чем слова. Режиссер играет ключевую роль в интерпретации текста и создании концепции спектакля. Он делает акцент на внутреннем мире персонажей и их взаимодействии.
Биомеханика
Мейерхольд подчеркивал важность технической подготовки актёра. Он сравнивал свою систему биомеханики с упражнениями для пианистов, подчеркивая, что, хотя технические упражнения не дают прямого доступа к эмоциональной выразительности, они являются необходимым инструментом для достижения мастерства.
Биомеханика Мейерхольда включала в себя серию упражнений, направленных на развитие физической силы, гибкости, координации и выразительности. Эти упражнения были разработаны на основе анализа движений итальянских актёров комедии дель арте и практики выдающихся актёров мира.
Работа над актерами
Мейерхольд придавал большое значение коллективному творчеству и обучению в процессе работы. Его школа начиналась с лекций, бесед и диспутов с участием известных литераторов, художников и музыкантов. Это создавало стимулирующую образовательную среду и способствовало развитию любознательности и культурной осведомлённости у учеников.
Огромную роль играла работа с телом. Мейерхольд проводил тренировочные занятия по ритмической гимнастике, танцу и акробатике, стремясь развить у актёров плавность движений. Упражнения по биомеханике включали в себя работу над выразительностью глаз и рук, а также развитие «электрической» реакции — мгновенного ответа на внешние стимулы.
Мейерхольд также подчеркивал важность взаимосвязи между движением и музыкой, а также между актёрским мастерством и изобразительным искусством. Он использовал музыку для развития чувства ритма и движения, а также обучал актёров понимать природу движений животных и персонажей искусства.
Система Мейерхольда была направлена на создание актёра нового типа — технически подготовленного, культурного и способного к самостоятельному творчеству. Его методы и подходы продолжают вдохновлять театральных деятелей по всему миру и остаются актуальными и в наши дни.
Система Мейерхольда заключается в работе «от внешнего к внутреннему». По методу же Станиславского актер подходит к роли изнутри. Подробнее о его системе рассказываем в статье: