Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем суть «Догмы 95»?

«Догма 95» — это направление в кинематографе, которое создали датские кинорежиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Этот манифест представлял собой новый взгляд на то, как должны создаваться фильмы. В чем же его суть? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Превосходство сюжета

Во время съемок двух частей фильма «Королевство» Ларс фон Триер пришел к выводу, что для зрителей важнее сюжет и глубина персонажей, нежели техническая сторона создания картины. Снимая в основном ручной камерой и игнорируя традиционные подходы к освещению и монтажу, он достиг особого эффекта — смазанного цвета и зернистости изображения. Этот интуитивно найденный стиль и подход послужили основой для манифеста и 10 правил «Догмы 95».
Среди тех, кто подписал манифест «Догмы», кроме самого Триера, были Томас Винтерберг, который позже получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля за свой фильм «Торжество», Кристиан Левринг, создатель «Короля жива», и Сёрен Краг-Якобсен, удостоенный Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за «Последнюю песню Мифуне». Все эти картины были сняты по правилам «Догмы 95».
Ларс фон Триер и Томас Винтерберг

«Обет целомудрия»

Фон Триер и Винтерберг представили принципы «Догмы 95» 13 марта 1995 года в Париже. Движение было реакцией на современное кино, которое, по их мнению, стало слишком зависимым от технологии и формальной красоты, теряя при этом истинную суть. В 1960 году, как утверждают создатели, кино было «убито красотой», и стало инструментом обмана аудитории, предоставляя иллюзии вместо настоящего искусства. «Догма 95» была предложена как спасение кино от этой деградации, выступая против индивидуализма и иллюзии, и вместо этого предлагая строгий набор правил, называемых «обетом целомудрия», который направлен на создание более истинного и честного кино.

Десять правил

В «Догме 95» четко прописаны основы организации процесса съемок. Съемка обязательно ведется на натуре, исключая возможность использования реквизита и декораций. Если сценарий требует конкретный реквизит, локация выбирается таким образом, чтобы этот реквизит там изначально присутствовал. Важнейшим элементом является камера в руках оператора: она должна быть ручной, и ее движения или статичность определяются исключительно возможностями человека. Фильмы «Догмы» обязаны быть цветными, причем без использования дополнительного освещения. Если света недостаточно, допускается установка одной лампы на камеру. Всякие оптические эффекты, фильтры и искусственные действия, такие как убийства или стрельба, категорически запрещены.
Ларс фон Триер и Томас Винтерберг
Сюжетные ограничения «Догмы» тоже просты. Фильмы не могут охватывать события, происходящие в другой стране или эпохе; действие картины всегда происходит здесь и сейчас. Жанровое кино также находится под запретом, что предотвращает создание типовых и клишированных историй. Технически, фильмы «Догмы» должны сниматься на 35 мм пленке. Один из наиболее ярких принципов движения заключается в том, что имя режиссера не должно фигурировать в титрах. Этим подчеркивается идея коллективного творчества и отказ от культа личности в кинематографии.
КИНЕМАТОГРАФ