До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины Антонелло да Мессины «Аннунциата»

Автор: Шаповалова Юлия, студентка профессионального курса «Станьте искусствоведом»


Время чтения: 2 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать


Анализируем картину времен эпохи Возрождения и ищем эстетический союз между формой и содержанием.

«Неподвижная, кристаллизовавшаяся форма художественного произведения, коль скоро её кто-то воспринимает, излучает подвижные смысловые волны. Содержание не заперто в форме, как в глухой клетке, оно развивается, оно-то и является динамическим началом, «вечно создающимся», вечно обновляющимся, хотя вызываемым к жизни всё той же формой».

Так в своей работе «В поисках гармонии» искусствовед Нина Дмитриева говорила о главенстве формы над смыслом. Иными словами, используемый для создания художественного произведения материал помогает творцу воплотить замысел, а почитателям искусства – интерпретировать работу художника сообразно способностям эстетического восприятия и переживания, а главное  пониманию исторического контекста создания произведения. Рассмотрим это явление на примере работы «Аннунциата» кисти итальянского мастера эпохи Раннего Возрождения (Кватроченто) Антонелло да Мессина.

Художник работал в середине XV века, когда эстетика Возрождения, с его гуманистическими идеями о главенствующей роли человека в общественном мироздании, красоте и превосходстве земного, телесного, чувственного, гармоничного получает мощное развитие. Это время становления научной и интеллектуальной мысли, расцвета городов и светской культуры. Живописные традиции Кватроченто отмечены новыми смелыми открытиями и творческой свободой. Художники осваивают приёмы световоздушной перспективы и контраста света и тени. В начале XV века основным красочным материалом является темпера, замешанная на водной основе и яйце. Но уже в середине века Антонелло да Мессина одним из первых в Италии начинает использовать технику масляной живописи, что позволяет ему и другим художникам Возрождения воплощать самые новаторские художественные замыслы. 


«Аннунциата» Антонелло да Мессина выполнена маслом на дереве. Это очень маленькая картина, всего 45 х 35 см., поэтому отнесём её к станковой живописи. Перед нами погрудное изображение молодой девушки, обращённое к нам лицом. Нижнюю границу картины образует изображённая по диагонали деревянная столешница с пюпитром – диагональ усиливает ощущение пространства и глубины. На пюпитре лежит раскрытая книга, её страницы приподняты дуновением ветра. Слева направо на девушку и книгу падает яркий свет, контрастно выделяющий их на тёмном фоне. Её голова, грудь и руки покрыты синим покрывалом. Его поддерживает левая рука, тогда как правая в лёгком взмахе как будто выходит за границы полотна. Фигура девушки в ниспадающих складках покрывала образует треугольник или конус, свойственный особенностям композиции эпохи Возрождения. На картине нет Архангела Гавриила, но подёрнутые ветром страницы книги и льющийся контрастный свет позволяют нам утверждать, что перед нами Мадонна в момент Благовещения.

Тем не менее некоторые искусствоведы считали, что, раз на картине нет Архангела Гавриила, художник изобразил вовсе не Богородицу в момент великого таинства, а итальянскую святую. Что же еще, кроме вышеупомянутых атрибутов Благовещения (страницы книги и льющийся свет), говорит нам о том, что на холсте именно Мадонна? Да, Мессина пишет маслом, и это помогает ему воплотить замысел  написать лик Мадонны, а не кого-то другого. Покрывало насыщенного синего цвета в традиции Кватроченто была достойна носить лишь Богородица. И только масляными красками можно добиться такой яркости и сочности оттенка. Тонкие лессировки, наложенные одна на другую, позволяют передать пластичную, скульптурную, очень естественную фактуру одежд Мадонны, нежное свечение её лица. Масляная техника обеспечивает общее впечатление святости, благостности, чистоты образа Богородицы.

Впоследствии художники Высокого Возрождения не раз обратятся к святому лику Мадонны. В лёгкой, прозрачной дымке сфумато у Леонардо она прекрасна в своей таинственности. Мадонна Рафаэля  одухотворённая, нежная, идеальной красоты женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», и заботливая мать. Образ Мадонны Тициана скорее чувственный, яркий, полнокровный, пронизанный жизненными силами. Масляная живопись, несомненно, сыграла определяющую роль в достижении такого многообразия художественных образов, а нам – почитателям искусства – помогла правильно интерпретировать задумку художника.
ЖИВОПИСЬ