Автор: Ольга Сергеева, студент курса «Кинокритик»
Комикс «Ворон» обрел культовый статус благодаря мрачной атмосфере и личной трагедии автора. А фильм 1994 года закрепил популярность истории. Сейчас новое поколение режиссеров пытается переосмыслить графический роман, добавив в него новые смыслы. Удается ли им это? И как перемены восприняли поклонники? Давай разбираться.
Время чтения — 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Три версии истории
Стиль истории меняется из-за того, что готика ушла в прошлое и выросло новое поколение зрителей.
Оригинальный комикс «Ворон» был создан в 1989 году. Художник и сценарист Джеймс О’Барр написал его во время борьбы с депрессией после гибели невесты. Герой графического романа Эрик Дрэйвен и его подруга Шелли умерли от рук банды. Мистический Ворон воскресил Эрика, чтобы он отомстил за злодеяние.
Фильм Алекса Пройаса 1994 года дополнил сюжет комикса атрибутами времени и места. Эрик в нем стал рок-музыкантом, а события развернулись в Ночь дьявола в Детройте. По трагической случайности актер Брэндон Ли был смертельно ранен во время съемок. С этого момента шлейф зловещего рокового проклятия стал неотъемлемой частью мифологии картины.
С 2008 года началось переосмысление материала. Процесс затянулся. В 2022 году режиссером стал Руперт Сандерс («Белоснежка и охотник», «Призрак в доспехах»). Он отказался от традиционного подхода к комиксу и сделал в инди-муви акцент на гнетущую атмосферу и ультранасилие. На главные роли пригласили актера Билла Скарсгарда («Оно», «Джон Уик 4») и певицу FKA Twigs. Но, несмотря на закономерную смену стиля для современного зрителя, фильм столкнулся с критикой.
Обоснована ли критика?
Сакрализация первой киноверсии «Ворона» не позволила многим фанатам взглянуть на новую историю свежим взглядом.
После первого трейлера на проект обрушилась волна критики. Это сформировало отрицательное мнение о предстоящей картине и повлияло на начало проката. В результате сборы были очень низкими. Зрители жаловались на построение сюжета, нестыковки, стилевую эклектичность и отсутствие смыслов. Однако это не недостатки работы, а особенности ее построения.
Повествование в фильме развивается линейно. Его прерывают короткие флешбэки в форме снов, галлюцинаций и воспоминаний. Зрителям, которые ждали знакомый ход событий, экспозиция могла показаться затянутой. Но ведь история в новом фильме начинается не со смерти главных героев, а с их первой встречи. Центром картины становится любовь, а не месть, на которой строилась экранизация 1994 года, преподносится под иным углом.
Получается, что новому зрителю намного легче включиться в происходящее. Кроме того, он не сравнивает историю с предыдущим образцом. А критика в основном исходит от тех, кто ожидал от работы Сандерса повтора оригинала. Однако режиссер вдохновлялся другими вещами.
Источники и стиль
При создании фильма Сандерс опирался на живопись, мифологию, литературу и зарубежный кинематограф.
Комикс «Ворон» изначально был очень поэтичен. Джеймс О’Барр использовал в нем стихи Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Эта особенность в фильме проявилась в диалогах. Их обвиняют в напыщенности, но они не противоречат первоисточнику.
Для создания сцены в театре режиссер использовал оперу немецкого композитора Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол». В ней рыцарь совершает череду жестоких и бессмысленных преступлений и в финале узнает, что он сын демона.
В нисхождении героев «Ворона» в царство мертвых читается отсылка на Орфея и Эвридику — возлюбленных, которые пытались спастись из царства Аида. А кадр, в котором прозрачным занавесом накрыто только лицо Шелли, на самом деле оммаж на картину Рене Магритта «Влюбленные». Так в фильме обозначается роковая тайна.
Создатели вдохновлялись образцами азиатского кинематографа. В особенности южнокорейского. Ведь именно там принято смешивать сентиментальную мелодраму с ультранасилием: вспомни «Олдбоя» или «Служанку». Даже оружие героя, японская катана, отсылает к азиатской культуре. Месть при помощи холодного оружия считалась почетной.
Музыкальный ряд нового «Ворона» задает атмосферу фатальности. Прослеживается влияние Joy Division и The Cure, любимых юношеских групп режиссера. Тексты их песен только усиливают нарастающую нервозность и тревогу.
Образ Эрика включает атрибуты стиля эмо с примесью эстетики рейва. Его тело покрыто татуировками, он вынимает из себя пули, вправляет кости. Ужасающие телесные раны героя демонстрируют его душевную боль. Актер Билл Скарсгард убедительно показал превращение травмированного подростка в машину истребления. Так же хорошо он справляется с изображением хрупкой нежности. А мотивы из культуры дополнили смысловые ассоциации, связанные с героем.
Смысловые ассоциации
Трагедию Эрика можно сравнить с концом иллюзий в период взросления.
Историю можно рассмотреть как отображение переходного возраста. Подростка разрывают противоречивые эмоции. Это состояние отражают качели неровного повествования и особенности монтажа. В картине возникают характерные для этого периода темы одиночества и депрессии.
Создатели противопоставляют молодым маргиналам респектабельных антагонистов с пристрастием к холодной классике. Вспомни, например, искателя талантов Винсента Роуга. Он вербует одаренных молодых людей и превращает в марионеток, используя их жизненную силу. Свободному миру одиноких детей противостоят сплоченные циничные взрослые. Сбежать и спрятаться от решающего сражения со злом невозможно. Об этом зрителю говорит кровавая сцена в опере, которая рифмуется со спектаклем.
Попытка нового «Ворона» снять проклятие прошлого не увенчалась успехом. Это доказывает массовое неприятие картины. Но принесенная жертва была не напрасна. Фильм только в начале пути к собственному зрителю. Давай вспомним, что для него приготовил Сандерс.
- В «Вороне» 2024 года акцент сделан на гнетущей атмосфере и ультранасилии. Режиссер отошел от готического стиля оригинала.
- Создатели вдохновлялись немецкой оперой, азиатским кинематографом и рок-группами 70-х.
- Главный конфликт фильма можно трактовать как борьбу свободной молодежи и циничных взрослых.