Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Вече в Древней Руси

На ранних этапах формирования русского государства значительную роль в политике играло вече. Так называлось всенародное собрание городских жителей, на котором они принимали решения по важным общественным вопросам. Вече имело в основном законодательную функцию, но могло также принимать и приводить в действие судебные решения.
Такая форма народовластия на Руси сохранялась на протяжении нескольких веков и оставила свой след в истории.

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Новгородское вече

Самым известным образцом прямой демократии в древнерусском обществе является новгородское вече. Земли Великого Новгорода управлялись народным собранием дольше всех других областей Руси. Первым примером такого управления считается призыв новгородцами князя Рюрика. Письменные свидетельства о вечевых собраниях начинаются с 1016 года.
Рюрик
Новгород состоял из нескольких районов, называемых концами. В каждом конце и на отдельных улицах проходили собственные собрания. Система новгородского вече была многоступенчатой, то есть для решения локального вопроса проводили небольшое собрание местных жителей, а в важных политических дебатах могли принять участие все горожане. Возникновение такого способа управления обусловлено племенным строем у древних славян. Будущие районы единого города изначально являлись отдельными посёлками и составляли федерацию племён. Для централизации и решения противоречий в такой структуре требовалось постоянно находить компромиссы.
Известны случаи вооруженных конфликтов между концами Новгорода, которые разрешались с помощью вече. С. М. Соловьёв описывает волнения 1218 года. По Новгороду разлетелся слух о несправедливом суде над местным жителем. Люди с Заречья и Неревского конца напали на главу города, сторону которого принял Людин конец. Множество новгородцев были ранены в ходе столкновений. Чтобы уладить конфликт в Новгороде, целую неделю проводили вече, пока все участники не достигли взаимопонимания.
Местом народного собрания в Великом Новгороде изначально была центральная часть города перед главным храмом Святой Софии. Позднее вече стали проводиться и у Никольского собора. В моменты разногласий между жителями разных районов вече могли одновременно собирать на обеих площадках. Относительно точного места и масштаба собраний современные историки расходятся во мнениях. Возможно, что вече проходило при участии лишь ограниченного количества представителей либо же было в прямом смысле всенародным.
Софийский собор
Законодательство средневекового Новгорода было во многом сформировано на вече. Народное собрание разработало судебный кодекс, принимало важнейшие политические решения. Княжеская власть существенно ограничивалась народом. Новгородцы могли сами приглашать себе правителя, назначать архиепископа и должностных лиц из числа бояр.
Количество и состав участников вече сильно изменялись с течением времени. Изначально в политике принимали активное участие представители всех сословий. Единственным обязательным требованием была принадлежность к лично свободному мужскому населению Новгорода.
С укреплением княжеской и феодальной власти низшие сословия теряли свой политический вес. Голоса простого народа учитывались всё меньше, и в 1200-х годах новгородское вече уже можно считать аристократическим органом власти.
По мере становления централизованного государства вече утратило свои функции и полностью исчезло в 1478 году. Новгород перешёл под власть Москвы, механизмы прямой демократии были окончательно ликвидированы. Символическим актом уничтожения независимости был вывоз в столицу колокола, звон которого раньше созывал народ на вече.

Псковское вече

Народное самоуправление на Руси характерно не только для Новгорода. Вече в Пскове существовало даже после утраты новгородского самоуправления. Особенностью псковского политического устройства была сильная княжеская власть, однако она не являлась абсолютной. Частые войны с соседями обусловили значительную роль военной аристократии в управлении республикой. С другой стороны, псковские бояре не имели обширных земельных владений, которые бы обеспечили им полную власть.
Роль вече состояла в первую очередь в урегулировании межсословных отношений. Противоречия между представителями разных социальных слоёв могли переходить в беспорядки и кровопролитие. Так, в XIV возникло крупное еретическое течение стригольников, отрицавшее власть церкви. Представители бедных слоёв населения выступали против продажи церковных должностей и призывали к простоте древнего христианства. Смута продолжалась до 1420-х годов, когда всех стригольников заточили в тюрьмы.
Боярский совет имел огромное влияние, однако люди из низших сословий всё же могли сыграть важную роль в политической жизни. Вече имело право назначить главу города, но на деле ключевые посты во власти занимали представители знатных семейств. Назначение церковных иерархов в Пскове не было внутренним делом, в этой сфере власть принадлежала архиепископу Новгорода.
Упразднение псковской системы самоуправления происходит в 1510 году, когда город полностью переходит под власть Москвы. Князь Василий III распускает вече и изгоняет из Пскова местную аристократию, назначив своего наместника. Псковский вечевой колокол снимается и отправляется в Москву, знаменуя конец независимости республики.

Вятское вече

Вятская вечевая республика уже своим названием говорит о форме государственного управления. Русский историк Н. И. Костомаров даже предположил, что вятская земля обходилась совсем без княжеской власти. Однако малое количество исторических источников не позволяет делать однозначных утверждений на этот счёт. Республика сформировалась как конфедерация городов с выборными органами власти и народным ополчением. Население состояло из различных сословий, крупнейшим из которых были крестьяне.
Вятские земли были достаточно развитыми, чтобы составить конкуренцию Московскому княжеству. Москва неоднократно предпринимала военные походы, в результате которых в 1489 году установила власть над Вятской землёй. Решение о признании власти московского князя было принято на вече с целью прекращения войн и сохранения города.

Историческое значение вече

Помимо самых развитых и известных русских республик те или иные формы народного самоуправления имели почти все регионы средневековой Руси. Часть земель утратила традицию вече в период монгольского нашествия, а некоторые, как Псков, сохраняли её вплоть до XVI века.
Народовластие в Новгороде, Пскове и других землях показывает пример работающей прямой демократии, активного участия всех слоёв населения в политической жизни. Голосование, выборы должностных лиц, судебные кодексы и механизмы мирного урегулирования социальных конфликтов успешно применялись в нашей стране уже в Средние века. Можно сказать, что в те времена была заложена основа институтов, которые сегодня считаются необходимыми для развитого государства.
ИСТОРИЯ