До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Перформанс, хеппенинг, акция — что все это значит?

В статье рассказываем, как разобраться в искусстве действия и чем странное поведение отличается от перформанса.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Хеппенинг

Это форма искусства действия сейчас немного забыта, но именно с нее все когда-то началось. В ее основе — выходки дадаистов и сюрреалистов. Потому что цель хеппенинга — выпустить энергию, даже если в ней нет никакого смысла. Ведь и в самой жизни смысла нет так уж много. Вот этот неконтролируемый поток жизни и нужно показать.
Принято считать, что хеппенинг придумал американский художник Алан Капроу. Он сравнивал его с театральной постановкой, где нет сцены, а каждый зритель должен стать участником представления. В 1959 году он провел «18 хеппенингов в шести частях». Все проходило в трех комнатах. В лучших традициях абсурда участники занимались разными, никак не связанными друг с другом вещами. Цитируя поэзию: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал».
«18 хеп­пенингов в шести частях», 1959
Вариация хеппенинга — энвайронмент. Его суть в том же, но от зрителя не требуется активных действий. Он даже может не заметить, что был какой-то энвайронмент. Классический пример – скульптуры Джорджа Сигала в Нью-Йорке. Прохожие останавливаются, садятся на лавочку рядом, взаимодействую с ними. Так между реальность и искусством возникает диалог, он и является произведением.

В разговоре о перформансе нельзя не вспомнить Марину Абрамович. Смотри наше саммари «Марина Абрамович: искусство перформанса», чтобы разобраться в творчестве художницы. За 20 минут ты узнаешь про 6 главных перформансов и поймешь, как они связаны с политикой. Наш короткий ролик вместо чтения автобиографии «Пройти сквозь стены» на 400 страниц.

Акция

Здесь становится немного сложнее, потому что акцию не всегда можно отличить от перформанса. Но у нее есть одно важное отличие. Акция может быть просто жестом, декларацией. Когда художник что-то заявляет, что ничего не делает. Приведем такой пример. Художника Роберта Раушенберга пригласили принять участие в выставке портретов. В ответ он отправил телеграмму, где написал, что само письмо и есть портрет владелицы галереи. Акцией было его заявление, что телеграмма — это портрет. При этом действия здесь никакого не было.
Телеграмма Роберта Раушенберга, 1961

Перформанс

Перформанс, наоборот, требует от художника какого-то конкретного действия. Часто художник задействует собственное тело или свои воспоминания. В классическом варианте перформанс похож на живопись, только вместо кистей и холста — тело художника. И в результате получается не картина, а взаимодействие художника и аудитории или запись перформанса на видео или в форме текста.
«В присутствии художника», Марина Абрамович, 2010
Постепенно появилось много разных вариантов перформанса, не только классический. Автор может вообще делегировать действие кому-то еще. То есть сам он выступает как куратор, организовывая других. Это своего рода флэшмоб.
Итак, за три минуты чтения статьи ты узнал, что:
  • Хеппенинг был первой формой искусства действия, его придумал Алан Капроу
  • Акция отличается от перформанса тем, что может быть просто заявлением без действия
  • Классический перформанс — это когда у художника вместо кистей и полотна собственное тело
С Мариной Абрамович все понятно, а тема перформансов еще не раскрыта? Включай саммари «Искусство перформанса» с подробным разбором этой формы современного искусства. Саммари состоит из коротких видео, благодаря этому ты запомнишь информацию на 50% лучше. Узнаешь об истории перформанса, его философских проблемах и современных тенденциях. Это эффективнее, чем читать «Искусство с 1900 года», ведь мы запоминаем только 10% прочитанного.
ИСКУССТВО