Вы точно видели хотя бы одну работу этого художника. Эрик Булатов — один из самых известных современных художников, считающийся основателем соц-арта. Разбираем его творчество в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Из СССР в эмиграцию
Эрик Булатов — российский художник, известный своим вкладом в современное искусство. Родился 27 сентября 1943 года в Москве, Булатов, по мнению многих, стал одним из ключевых представителей соц-арта, течения в советском искусстве, объединившего художников, занимающихся социалистической тематикой. Однако у художника есть свое мнение на этот счет.
В своих работах Булатов часто использовал фразы и лозунги из советской идеологии, создавая пародийные образы, чтобы выразить свое отношение к политическим реалиям той эпохи. Его стиль часто связывают с поп-артом и сюрреализмом, и его работы отличаются яркими цветами и игрой с перспективой.
С начала 1970-х Булатов был активным участником советской эмиграции и проживал в различных странах, включая США и Францию. Его творчество оказало влияние на развитие современного искусства и получило признание как в России, так и за её пределами.
Так соц-арт или все-таки нет?
Согласно канону, Булатов не просто представитель соц-арта, а его основоположник. Говоря об этом, искусствоведы ссылаются на его ранние работы, например, картины-конструкции, сочетающие в себе два пространства. В картине «Горизонт» идеалистический советский пейзаж прерывается красной лентой – символом успеха и признания. Социалистическая действительность проникает и в неожиданные пространства — например, в картине «Лувр. Джоконда», где посреди музея мы видим очевидно жителей СССР.
Сам же Булатов смотрел на свое творчество по-другому: «Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей».
Свобода есть?
Пожалуй, никто не любит голубое небо так сильно, как Эрик Булатов. Еще одна его хрестоматийная работа — «Слава КПСС II», написанная уже в XXI веке. На фоне светлого неба с небольшими и воздушными облаками вырисовывается грузный, ярко-красный партийный лозунг. Но облака сильнее слов — они движутся, пока надпись стоит неподвижно, как памятник давно умершему.
Когда слово сталкивается с небом в работах Булатова, оно неизбежно проигрывает. Слово — мертворожденное и вторичное по сравнению с величием небесной синевы. Например, в работе «Свобода есть свобода II» — визуальном оформлении стихотворения Всеволода Некрасова. Лозунги на фоне фальшивы, и небо прорывается через наносную шелуху — неизбежно вылезает настоящая свобода. Если и более сложные взаимоотношения неба и слов — в работе «Тучи растут». И пусть облака темнеют вместе с буквами, хочется верить, что небо останется голубым.
Не верьте скептикам — свобода точно есть! Особенно свобода от многочасовой зубрежки в преддверии сессии. Готовые ответы к экзамену по искусствоведению уже ждут вас в саммари «Современное искусство в 10 шедеврах». По промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!