Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Разбежавшись, прыгну со скалы»: всё о музыке группы «Король и шут»

«Король и Шут» — российская рок-группа, которая стала популярна благодаря своим необычным находкам в звучании, концептуальным текстам треков и харизматичным участникам. Рассказываем подробнее о том, почему их музыка и перформансы такие запоминающиеся, а фанаты продолжают их любить и после распада группы.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Кто они?

Как и многие панк-группы до них, «Король и Шут» начинали свой путь с компании друзей, собравшихся вместе для воплощения своих творческих идей. Михаил Горшенев, Александр Щиголев и Александр Балунов были одноклассниками. В 1988 они организовали свой первый проект, «Контору», а через год к ним присоединился Андрей Князев. Это стало точкой отсчёта, началом становления группы в том формате, в котором они полюбились миллионам.
Группа «Контора» (будущие «Король и Шут»), 1989 г.
Музыканты группы любили и уважали своих фанатов, старались быть с ними на одной волне. Они не хотели подхватить «звёздную болезнь» после первых же успехов и превратиться в недосягаемых небожителей развлекательной индустрии. Здесь большую роль сыграло то, что группа набирала популярность постепенно: от чуть ли не подпольных залов на 100-150 человек к клубам побольше и затем гигантским гастрольным турам по России и за её пределами. За это желание сохранять тесный контакт с аудиторией их любили в ответ.
Сценические образы часто менялись, появлялся грим и дикие (но привычные для панк-культуры) причёски, соответствующие новым альбомам и концептам. В 2012–2013, после ухода Князя, они записали целую зонг-оперу «TODD» по мотивам истории о парикмахере-убийце и приняли участие в работе над её сценической версией. Из-за плотной работы над постановкой они не смогли поехать в тур после выпуска альбомов, а уже в июле 2013 года Горшенев умер. После этого группа выступала под старым названием только в туре, посвященном памяти Горшка, а в 2014 году музыканты «Короля и Шута» образовали новую группу — «Северный ветер».
Промофото к постановке «TODD»
История взлётов и падений группы известна многим: многочисленные изменения в составе, гастроли по городам России, а затем — по Европе и Америке, театрализированные выступления и пристрастие фронтмена к наркотикам, приведшее к трагичной ранней смерти. Про группу написано много книг и статей, а недавно сняли и байопик с примесью мистических сюжетов, взятых из текстов их треков. Но чем они так запомнились слушателям?

Тексты и контексты

Панк-рок обычно ассоциируется у людей с быстрым темпом и агрессивным ритмом мелодии, сильным энергетическим зарядом, исходящим от выступающих на сцене и острыми текстами, часто критикующими общество и политику. «Король и Шут» не пели открыто про борьбу с системой: их тексты наполнены хоррорной мистикой, сверхъестественными сюжетами и особенной эстетикой, словно пришедшей из другого мира. В них можно найти повествование о борьбе, оно неотъемлемо для жанра, но вместе с ним происходит погружение в сказки, которое прослеживается во многих песнях группы.
Эта «сказочная» эстетика — их фишка, которую привнёс Князев после знакомства с тремя друзьями. Именно он писал большую часть текстов группы, особенно в начале их пути. Он находил в литературе, байках и народных страшилках идеи и мотивы, которые потом переплавлял в тексты. В треках группы происходят встречи большого количества персонажей, характерных для европейского фольклора. Это вампиры и оборотни, некроманты и ведьмы, монахи и разбойники, лешие и тролли.
Например, культовая песня «Кукла колдуна» содержит сразу несколько мифических сюжетов: о романтическом герое, которых хочет вызволить из плена прекрасную девушку, об обращённой злыми силами в чудовище красавице, о способном управлять другими людьми колдуне. Даже локации кажутся слушателю знакомыми: «тёмный, мрачный коридор» по которому «на цыпочках, как вор» пробирается лирический герой песни отсылает к «Дракуле» Брэма Стокера и другим историям о вампирах, которые живут в готических замках и которых ни в коем случае нельзя пробуждать ото сна. Крестик на груди героя — еще одна отсылка к стандартному вампирскому сюжету: они боятся солнечного света и божественного знамения.
Обложка «Акустического альбома»
События, рассказанные в другом треке, не покидавшем хит-парады и чарт «Чёртовой дюжины» в 2008 году, тоже работают как аллюзия на литературно-мифический сюжет. Речь, конечно же, о «Дагоне» с альбома «Тень клоуна». Эта песня — дань уважения лавкрафтовским хтоническим ужасам: Дагон в его повестях и романах появляется как мифическое божество, «Великий Древний».
Обложка альбома «Тень клоуна»
Сюжет композиции перекликается с одним из произведений Лавкрафта, повестью «Тень над Иннсмутом». В ней происходят фантасмагории, люди приносят жертвы древним богам, превращаются в рыболягушек и ныряют в морские пучины. Текст песни отсылает ко всем этим событиям, рассказчик словно сам переживает все стадии превращения, пытаясь описать их. Он не может сопротивляться превращению и идёт к причалу, как и все жертвы до него:
«А затем, нырнув,
Скрылся под водой,
Зашумел прибой,
Унося его с собой».

Театральность и харизма

Харизматичность музыкантов и их искренняя любовь к собственной музыке выливалась в тот самый драйв, про который мы слышим от всех, кто хоть раз ходил на рок-концерт и слушал песни вживую, а не в записи. Каждое выступление проходило с отдачей самих себя публике, поэтому люди верили в них и были готовы приезжать в другие города на фестивали и концерты.
«Король и Шут» оказали значительное влияние на рок-музыку в России и добавили новое направление для развитие русского рока. Они соединяли несочетаемое: фолк, рок, панк, готику и хардкор. Из-за этого смешения фанаты и музыковеды до сих пор спорят о том, к какому жанру можно отнести группу. Их тексты состоят из словесных игр и метафор, необычных образов и пословиц и поговорок — это органично дополняет их музыку, добавляя альбомам и отдельным песням дополнительные смыслы.
МУЗЫКА