Что хотел сказать автор? Вопрос из числа вечных. Об этом спорят литературоведы и школьники, критики и обыватели. Анализировать поэму «Мертвые души» непросто потому, что она не закончена. Говорят, Гоголь сжёг второй том. Зачем он это сделал? В чём суть книги? Попробуем разобраться.
Обычное для XIX века дело: по имениям ездит состоятельный помещик и покупает крепостных. Вот и у Гоголя некий Чичиков колесит на бричке по русскому бездорожью в поисках крестьян для своего имения. Нюанс — мёртвых крестьян.
Гоголь хвастался, дескать, сам Пушкин подарил ему сюжет. Нечистое дельце, которым промышлял Чичиков, — интерпретация истории про одного предприимчивого господина. Он скупал у помещиков списки умерших крестьян, чтобы потом выгодно заложить их. А что, так можно было? Эта байка и стала основой для поэмы.
Получается, мёртвые души существуют?
Конечно нет, это игра слов — оксюморон. Умерших крестьян на Руси называли «убылые души». В мёртвых их «превратил» Гоголь, чем изрядно шокировал современников. «Это невозможно! Душа бессмертна!», — возмущались они.
Пока факт смерти крепостного не зафиксирован ревизией, за убылые души помещик платил налог — подушную подать. Перепись проводили нечасто, поэтому умершие люди долгое время оставались живыми по бумагам. За такими и охотился Чичиков.
Остроумную находку с названием не оценил цензор. Тогда Гоголь прибегнул к хитрости: сделал в заглавии акцент на авантюру. Первое издание книги вышло с обложкой «Мёртвые души, или Похождения Чичикова». В глаза бросалось крупно написанное слово «поэма». Критики язвили, что Гоголь приписал своему произведению жанр поэмы шутя. Его удел — карикатура.
Гоголь первым в русской литературе использует живой, сбивчивый, «неправильный» язык. Уже потом писателя назовут художником слова. Поначалу просторечная легкость повествования раздражала современников. Они считали, что писатель несерьезно подходит к языку, нарушает законы изящной словесности.
«Что вы за человек? Я никак не могу вас раскусить!»
Главный герой поэмы — Чичиков — скупает души умерших. Словно дьявол, явившийся из ада, проворачивает свои грязные дела — сделка за сделкой. Герой собран из противоречий. До Гоголя такого персонажа в русской литературе не существовало.
Писатель стремится показать панораму характеров в одном человеке. Он ничем не выделяется из общей массы, похож на всех сразу, но ни на кого в отдельности. Перед нами плут, хамелеон, приспособленец. Его черты размыты и усреднены. Такой легко теряется в толпе, втирается в доверие. Местами этот аферист позволяет себе высокопарные рассуждения, демонстрирует фантазию и стремление к высокому.
Так что хотел сказать автор
«Мёртвые души» — история о становлении души, о духовном преображении человека. Писатель планировал создать трилогию и провести героев из ада через чистилище в рай — по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери.
Первый том — описание ада. Это суровый упрек современникам, который Гоголь преподносит в форме сатиры. По его замыслу, уродливая карикатура должна вызывать «тоску от самих себя». С помощью юмора и иронии писатель обличает суетность людского существования. Заостряет внимание на рутине, которая отвлекает человека от высшей цели.
Гоголь описывает мир подлецов — сплошь негодяи. Тут-то ответ на вопрос «Разве могут души быть мертвыми?» становится не таким очевидным. Мы спешим утвердительно кивнуть и брезгливо тычем пальцем в души помещиков. Однако не торопитесь их хоронить. Есть «луч света в темном царстве» их характеров. Автор не считает своих персонажей злодеями. Напротив, верит: «прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель помирился бы с ними всеми».
«Удивительное сочинение, хотя гадость ужасная»
Современники критиковали Гоголя в искажении действительности. Тут не поспоришь — персонажи выписаны гротескно, обыденные ситуации доведены до абсурда. Задача автора — почти не оставить сомнений, что герои отрицательные. Лишь внимательный читатель разглядит среди описанного уродства тонкий намек на «души прекрасные порывы». Теме возрождения душ героев Гоголь планировал посвятить продолжение истории.
В чистилище они смоют грехи, очнутся от «пустопорожней мечтательности», чтобы прийти к «подлинному содержанию жизни» — в рай. Вера автора в своих героев сильна: «сказать прекрасному, но дремлющему человеку то, что должен сказать мой Плюшкин, если доберусь до третьего тома!»
Правда ли, что Гоголь сжег второй том?
Был ли на самом деле уничтожен второй том «Мёртвых душ», исследователи спорят до сих пор. Писатель следил за критикой и изучал реакцию читателей на книгу. Равнодушных не было: похвала и ругань лились рекой. «Мертвые души потрясли Россию», — скажет Герцен. Несогласные с Гоголем настаивали, что он превосходный карикатурист, но никудышный проповедник — его попытки говорить о высоком выглядят неубедительно.
Николай Васильевич соглашался, что дело сатирика попрекнуть, а вот возвысить и вдохновить должен поэт. Поэтому его задача: превратить сатирика в поэта.
Работа над продолжением шла тяжело. Гоголь не скрывал, что находится на пути к «самоосмыслению» и рассуждал о том, имеет ли он право становиться поэтом и затевать разговор о высоком, не будучи сам до конца «построен». Не принесет ли это вред читателю? Всех этих Плюшкиных и Ноздревых, Коробочек и Собакевичей Гоголь выписывал, в том числе с себя: «Образы взяты из собственной души». Он наделил их «собственной дрянью».
В продолжении книги автору предстояло возвысить помыслы героев, вдохновить на перемены. Возможно ли это, пока ты сам только в процессе становления? Вывод писателя суров: «Еще вся книга не более как недоносок». Кто знает, разочаровался Гоголь в своих героях и сжег их души или в поэте внутри себя.
Сегодня произведения многих русских писателей считаются классикой мировой литературы. Имена Пушкина, Толстого, Достоевского знают во всем мире. До признания и славы русская литература прошла большой путь.