Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем мы танцуем?

Кажется, что нет ничего проще, чем танец. Многие любят танцевать не только в клубах, но даже дома перед зеркалом. А зачем в принципе мы это делаем. Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Значение

Танец — это универсальный язык, который выходит за границы культур и национальностей. Он связывает людей независимо от их пола, возраста и социального статуса. При помощи танца мы можем говорить без слов, показывать различные сюжеты и истории, передавать эмоции.
Он важен по множеству причин, но главная главная из них — через танец мы выражаем себя. Когда мы двигаемся в ритме музыки, происходит раскрепощение и обретается новая уверенность в себе. Посредством движений мы передаём множество эмоций. Радость, счастье, эйфория, страсть, волнение, грусть и тревога — художественные средства танца подходят под любое настроение. Вспомните, какой широкий спектр чувств приносит зрителю балет, например, танец чёрного лебедя и принца Зигфрида из «Лебединого озера». Дело не только в сюжетном появлении двойника, дело и в том, как именно передаётся настроение: каждый жест отточен до идеала, а музыка словно уносит и зрителей, и исполнителей в другую реальность, реальность этого конкретного танца.
«Черный лебедь» (2010), реж. Д. Аронофски
Танец — это отличный способ физической активности, который помогает улучшить гибкость, координацию движений и силу тела. Танцы стимулируют выделение эндорфинов — гормонов счастья, которые повышают настроение и делают нас бодрыми. Мы наслаждаемся моментом и на время забываем о текущих проблемах. Поэтому сейчас так популярны спортивные танцы — зумба и аэробика.
На танцевальных мероприятиях, секциях и вечеринках мы знакомимся с новыми людьми. Когда мы присоединяемся к танцу, мы становимся участниками совместного опыта. Это помогает устанавливать контакты с окружающими и делиться с ними положительными эмоциями. В более общем контексте танец можно считать исторической формой общения. Он играет важную роль в традициях и обрядах различных народов и поэтому укрепляет их единство и идентичность. Неспроста нам так нравятся фильмы про танцевальные группы и их состязания между собой — это одновременно репрезентация опыта единения вокруг определённой идеи, красивая визуализация танцевальной эстетики и, наконец, аттракцион эмоций для зрителей, проникшихся мечтой персонажей о победе на соревновании.
«Шаг вперёд» (2006), реж. Э. Флетчер

История

Древнейшие известные изображения танца были найдены на стенах пещер, они были сделаны около 9-10 тысяч лет до н.э. Эти рисунки показывают людей в движении, и учёные предполагают, что танец имел ритуальное, религиозное или обрядовое значение. В различных культурах древности, таких как Египет, Месопотамия и Рим, танец играл важную роль в религиозных церемониях, празднествах и театральных представлениях. Также при помощи него почитали богов и разыгрывали мифологические истории и эпические сюжеты. В Древней Греции, например, танцу покровительствовала богиня Терпсихора.
В средневековой Европе танец имел двусмысленное значение. Христианские монахи считали его пережитком язычества и не поощряли эту практику. Вместе с этим открывались танцевальные салоны и получили распространение балы. В это время появились польский краковяк и испанское фламенко.
В период Нового Времени зародился балет. Этому поспособствовал хореограф Жан-Жорж Новерр. Он разработал теоретические основы балета и выделил его в отдельную форму танцевального искусства. В XIX-XX веках танец продолжал развиваться и преобразовываться, появлялись новые стили и направления. Классический балет, модерн, джаз-фанк, латина, уличные танцы — все эти направления содержат собственные смыслы и формируют наше культурное сознание и сегодня.
В эру кино и телевидения эстетика танца стала доступна любой аудитории. Танцевальные шоу, конкурсы и фестивали приобрели большую популярность. На них артисты не только состязаются и проявляют талант, но и вдохновляют публику на занятия хореографией. В фильмах и сериалах эффектно показывают, как с помощью танца герои и героини выражают свои чувства, заявляют о независимости или инаковости. За простыми и невинными танцами скрываются тщательно выверенные переходы камер, высчитанные до долей секунд смены актёров в кадре и другие трюки.
«Уэнсдей» (2022)

Составляющие

Танец может быть формальным или свободным, структурированным или импровизированным. Он включает в себя разнообразные элементы, из которых и складывается разворачивающаяся перед глазами зрителя история.
Важны движения — повороты, прыжки, скольжения, раскачивания и многое другое. Они могут быть энергичными и динамичными или плавными и грациозными в зависимости от стиля и характера танца.
Танцор использует пространство вокруг себя и двигается в разных направлениях. Поэтому танец может состоять из нескольких планов и уровней. Композиция и организация пространства в танце играют важную роль в создании визуальной эстетики и передаче эмоций и смысла. Поддержки и другие взаимодействия с партнёром нередко требуют абсолютного доверия, которое окупается эффектностью при взгляде со стороны на подобные детали.
«Грязные танцы» (1987), реж. Э. Бергстин
В гармонии с музыкой и ритмом человек совершает все танцевальные движения. Музыка помогает и танцорам, и публике настроиться на одну волну и определяет темп, в котором будет происходить танец.
Сегодня танец продолжает пребывать в центре культурной и развлекательной жизни. Он является средством самовыражения, социального взаимодействия, творчества и физической активности. Современные танцевальные стили и техники постоянно эволюционируют, отражая изменяющийся мир и внутреннее состояние людей.
ИСКУССТВО КУЛЬТУРОЛОГИЯ