Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Кто автор
Габриэль Гарсия Маркес (1927–2014) — единственный нобелевский лауреат из Колумбии и человек, создавший современный облик латиноамериканской литературы наравне с Борхесом и Кортасаром. Маркес начинал как журналист, но затем уволился, продал машину, отдал все деньги жене и попросил её обеспечивать их быт, пока он будет работать над романом. Так началась история «Ста лет одиночества». Книга будет написана за 18 месяцев.
Этот роман — смесь библейского эпоса, античной трагедии, рыцарского романа и латиноамериканских мифов. Тут есть летающие ковры, эпидемии бессонницы и беспамятства, бессмертные военачальники, несмываемые со лбов пепельные кресты, возносящиеся на небо женщины и шаманы. При этом «Сто лет одиночества» — роман о всей Латинской Америке XX века.
Магический реализм
Творчество Маркеса причисляют к магическому реализму. Это направление возникло в XX веке и представляет собой реалистическое повествование с магическими и мистическими элементами.
Мир для магического реалиста двойственный, но не разделенный. В нем на равных правах существует действительное и вымышленное, обыденное и сказочное. Такая двойственность — основа метода Маркеса. В его произведениях сосуществует мифическое и реальное.
Магический реализм нащупал боль культуры XX века — желание вернуться к истокам, к мифу, к языку сказки и притчи. Поэтому роман Маркеса — это попытка найти симбиоз современности и глубинных основ человеческой культуры.
История Макондо
«Сто лет одиночества» повествует о вымышленном городе Макондо, находящимся где-то в Латинской Америке. В нём проходит жизнь семи поколений семьи Буэндиа, история которой заканчивается одновременно с историей города.
Время
Время — один из главных героев магического реализма и всех произведений Маркеса. В романе время мифологическое, а не линейное, как мы привыкли. Оно циклично: «…история этой семьи представляет собой… вращающееся колесо, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не все увеличивающийся и необратимый износ оси».
Цикличность отражена и в именах героев: детей называют в честь родителей. Это и дань традициям Колумбии, и усиление повторяемости, замкнутости.
Свободу в обращении со временем мы видим и в самом сюжете. Так, в комнате волшебника Мелькиадеса «всегда март месяц и всегда понедельник», а дождь в Макондо может идти четыре года подряд.
История Макондо построена по мифической схеме эпох: эпоха первотворения, исхода, эпоха дождя, засухи, владычества банановой компании. Такой прием мы часто видим в мировой мифологии. История города завершается, как и принято в мифе, всеобщей катастрофой.
Народ
Главный герой «Ста лет одиночества» — народ Латинской Америки во всём его многообразии. Не только главные, но и второстепенные персонажи обладают специфическими чертами. Например, Хосе Аркадио говорит с призраком, а культовый цыган Мелькиадес воскрес просто потому, что ему было скучно.
Через народ автор транслирует одну из главных проблем человека XX века — одиночество. Несмотря на то, что героев в романе множество, каждый из как будто отстранен от происходящего и чувствует себя одиноким. По Маркесу: «…одиночество — это всеобщее свойство человеческой натуры».
Одиночество Латинской Америки
Латинская Америка в середине XX века отделена от остальных стран. В ней попеременно господствует то революция, то диктатура. Всё это создаёт душную, замкнутую атмосферу национально-культурной изоляции. И Маркес осмысляет опыт своей страны и создаёт первый эпос Латинской Америки.
История Макондо — это миф о Колумбии и всей Латинской Америке. Автор переосмысливает перемены, которые настигли его родную культуру. Её будущее туманно. Одно ясно: прежней Латинской Америки нет, её унесло смерчем.
Несмотря на то, что это история о Латинской Америке, она вызывает живой интерес во всем мире. Через жизнь конкретного города Маркес рассказывает историю всего человеческого рода. И поэтому она находит отклик в сердце любого читателя: от Южной Америки до России.
Правое полушарие Интроверта