Софисты и Сократ выходят за пределы натурфилософии. Они считают, что бытие человека не сводимо к его природе. Возможно ли воспитать добродетель, и какие основные положения этики Сократа? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Софисты
Софисты первыми выходят за пределы натурфилософии. Они берут идею у Демокрита о том, что мораль и благо являются относительными и существуют в отдельном социокультурном пространстве. Софисты считают, что представления о добре не могут исходить из законов природы и обнаруживают себя только во взаимодействии разных людей. Софисты говорят, что представления о добре и зле относительны. Источником блага является тот, кто сильнее.
Этика переходит из пространства натурфилософии в пространство социального как взаимодействие одного человека с другим. Эти нормы нужны не для общего божественного порядка, а для регулирования отношений между людьми.
Этика Протагора
Родоначальник и главное имя среди старших софистов — это Протагор. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, что «человек есть мера всех вещей». Это говорит о том, что не природные законы диктуют человеку, как себя вести, а именно человек определяет, что добродетельно, а что нет.
Никакой космос не может на него повлиять. Человек во взаимодействии с другими получает знание о добре и зле и может выбирать добродетельные поступки и не добродетельные. Над этим будет иронизировать Сократ и говорить, почему же нет учителей добродетели.
Протагор считает, что в общении с каждым мы приобретаем добродетель, мы стремимся к ней с самого рождения. Протагор утверждает, что человек — это уязвимое и слабое животное, и когда Прометей похитил у богов огонь, он также похитил у них возможность разума и дал ее людям. Человек компенсирует недостаточность своей природы с помощью разума.
Этика Сократа
Сократ говорит, что есть постоянные неизменные принципы. Они существуют вне зависимости от человека. Философ считает, что воспитание добродетели невозможно и спорит с Протагором. Он утверждает, что добродетель связана со знанием. Этический выбор — это выбор убеждений, которые являются наилучшими, и жизни — самой достойной. Этика Сократа сводится к трем положениям:
- Эвдемонистическая аксиома. Сократ считает, что человеку свойственно стремится к удовольствию. Благо тождественно удовольствиям.
- Центральный тезис: добродетель есть знание. Аристотель: «Он приравнял добродетели к знаниям».
- Нормативный вывод: я знаю, что ничего не знаю. Истинное знание невозможно получить здесь и сейчас, это постоянный процесс получения нового знания.