Философы эпохи Просвещения заложили основу современного права. Им было интересно, почему люди соглашаются жить по законам своих государств. Они сходились в одном: государства образуются на основе общественного договора. Однако у каждого из них было своё представление о причинах его подписания. Рассмотрим идеи главных представителей теории общественного договора.
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Томас Гоббс: человек человеку волк
Гоббс считал, что люди по природе враждебны друг другу, поскольку каждый человек стремится к увеличению власти и погоне за собственной выгодой. Если их не будет останавливать закон, то жизнь превратится в хаос, в котором безнаказанно можно совершать любые поступки.
«Война всех против всех» невыносима, поэтому людям приходится заключить общественный договор. По Гоббсу, это согласие с тем, что власть отныне принадлежит специальному органу. Философ называл его Левиафаном.
Левиафан — государство, которое передаёт людям ответственность за их поступки и обеспечивает безопасность в обществе на своих условиях. Только Левиафан определяет рамки добра и зла, исходя из которых наказывает за преступления. Даже если он начнёт террор, общество не имеет права восстать, потому что это было бы нарушением договора.
Гоббс использовал свою теорию, чтобы объяснить существование абсолютистских государств. Он жил во времена Английской революции и кровавого правления Оливера Кромвеля. Левиафан Гоббса олицетворял абсолютную власть. Он был злом, но спасал людей от самоуничтожения в «войне всех против всех».
Джон Локк: человек человеку партнёр
Локк полностью отвергал идеи Гоббса и считал, что люди по природе рациональны.
Свою теорию он основывал на следующих тезисах:
- Все люди по своей природе склонны к любви. Они являются партнёрами и вместе могут прийти к благополучию.
- У каждого человека с рождения есть право на жизнь, свободу и личное имущество. Никто не может их отнять.
- Люди могут враждовать, но это является ошибкой, а не следствием их природы.
По теории Локка, государство защищает права людей, помогает им кооперироваться и предотвращать вражду.
Локк считал, что благополучие людей зависит от того, насколько хорошее государство они построят. Философ наблюдал за абсолютными монархиями своей эпохи и считал, что они не оправдали общественных ожиданий. Это были несовершенные государства, которые не уважали естественные права человека.
По мнению Локка, общество может разорвать договор, если государство нарушит его. Эта идея вдохновила французских революционеров в конце XVIII века. Они восстали против монархии, которая ограничивала права людей и довела их до бедности.
Жан-Жак Руссо: человек — коллективное существо
Теория общественного договора Русско вдохновлена античными демократиями. Философ выступал за правление народа, а не монарха.
Общественный договор по Руссо — это отказ человека от личных прав в пользу коллектива. Все решения должны приниматься демократическим большинством.
После того как человек заключает соглашение, он становится частью целого. Руссо, как и Локк, считал что люди по своей природе стремятся к благу. Из этой уверенности он заключал, что воля народа всегда верна.
Влияние теории общественного договора
Идеи Гоббса легли в основу теории политического реализма. Реалисты рассматривали отношения между государствами как «войну всех против всех», где каждый преследует свои интересы. Эта концепция доминировала в первой половине XX века и связана с Первой мировой войны. В тот период учёные сомневались в человеческой добродетели и в объяснении жестокости и ужасов войны опирались на теорию Гоббса.
Идеи Джона Локка стали основой либерализма. Благодаря его трудам политики XIX и XX века стали обращать внимание на врождённые права человека. Сейчас в конституции каждой демократической страны прописано право людей на жизнь и свободу.
Жан-Жак Руссо стал одним из вдохновителей Великой французской революции. Люди воодушевились его теорией общественного договора, и даже низшие слои общества поверили в свои права. Идея философа о воле народа повлияла и на будущих марксистов. Концепция Ленина о диктатуре рабочего класса и свержении монархии во многом основана на трудах Руссо.