Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему бодипозитива на самом деле не было

похудение, диета, анорексия, булимия, расстройства пищевого поведения, РПП, бодипозитив, бодишейминг, фэтшейминг, SkinnyTok, скинниток, стандарты красоты, идеалы красоты, героиновый шик, психическое здоровье, принятие себя, бодинейтральность
«Если ты не худая, надеюсь, ты хотя бы смешная». «Не награждай себя едой, ты же не собака». «Правило худых: все пробуй, но ничего не ешь». Это цитаты из скиннитока — популярного в тиктоке тренда, который выглядит как возрождение «Типичной анорексички».
Хотя в последние годы все говорили о принятии своего тела, эпидемия РПП на самом деле никуда не исчезала. Почему бодипозитив нам не помог?
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Началом эпидемии РПП можно считать 1966 год, когда в журналах появились первые снимки Твигги. Она стала воплощением нового образа женщины, который стал популярен на фоне второй волны феминизма.
Феминистки того времени боролись против сексуализации и объективации. В моду вошли брюки и короткие стрижки, а идеалом тела стала худоба, хрупкость и подростковая угловатость. Тогда всех и захватила тревога по поводу похудения.
Тренды менялись: болезненная худоба героинового шика, кассеты с тренировками Синди Кроуфорд, мода на фигуру Ким Кардашьян. Но идея о том, что тебе надо следить за питанием, чтобы соответствовать стандартам, никуда не уходила.
С точки зрения психологии, это и есть РПП: когда из-за идеи совершенствования тела ты так или иначе меняешь питание. Поэтому к РПП может относиться даже «правильное питание», если оно становится навязчивым: это расстройство называется орторексией.


В 2007 появился тамблер, где анорексию превратили в эстетику. В Россию этот культ пришел немного позже: в 2010-х все сидели в пабликах «Типичная анорексичка» и «40 кг», где публиковали экстремальные диеты, жаловались на «привесы» и вычисляли идеальный «просвет» между бедер.
РПП превратились в глобальную социальную проблему. А реакцией на это стала популяризация бодипозитива.


Бодипозитив зародился еще в XX веке, но по-настоящему массовым это движение стало во второй половине 2010-х. Оно призывало к тому, чтобы мы не оценивали людей по внешности и не осуждали их за избыточный вес.
С точки зрения психологии, бодипозитив мог бы снизить социальное давление, чтобы толстым людям было легче справляться с проблемами, в том числе РПП: репрезентация людей с разными формами в этом действительно помогает.
Многие критиковали бодипозитив, называя его пропагандой ожирения. Но ожирение развивается не потому, что кто-то стремится потолстеть. Одна из частых причин ожирения — как раз РПП.
Тревога из-за еды в большинстве случаев приводит к еще большему набору веса из-за «срывов». Поэтому осуждение толстых людей в борьбе с ожирением не помогает, а только ухудшает ситуацию. С этим осуждением и боролся бодипозитив.
Но когда корпорации поняли, что на бодипозитиве можно заработать, его смысл исказился. Активисты боролись за то, чтобы мы видели в медиа больше разных тел. Тогда в рекламе и на модных показах стали появляться модели плюс сайз. Но все они тоже соответствовали определенным параметрам и требованиям: фигура «песочные часы», высокий рост, худое лицо.
То есть на самом деле никакого разнообразия на экранах и обложках в эру бодипозитива не было. Просто появился еще один стандарт.


В эру бодипозитива все заботились о себе, «слушали свое тело», питались интуитивно. Но людям с РПП такие способы не помогают. Они не чувствуют голода и насыщения, не доверяют себе и боятся потерять контроль.
Для них интуитивное питание либо превратилось в социально одобряемую диету, либо привело к перееданиям после ограничений. В итоге общество прошло типичный цикл РПП и после недолгой ремиссии вернулось к ограничениям в еде.
Сейчас кажется, что бодипозитив не изменил наше отношение к себе, а всего лишь стал мимолетным трендом. Статистика показывает, что тревожность, связанная с едой, действительно не снизилась.
Но эра бодипозитива заставила нас критически взглянуть на то, как мы относимся к нашим телам. Поэтому хочется верить, что мы все-таки придем к бодинейтральности и перестанем оценивать себя и друг друга через внешнюю оболочку.


Автор: Анастасия Тузова, журналист (СПбГУ)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЯ