Тургенев известен тем, что вывел отдельный тип женских персонажей в русской литературе. Сейчас мы называем их «тургеневскими девушками». Кажется, что все они возвышенные, мечтают о любви и зачитываются романами. Но если приглядишься, поймешь, что обобщать их не стоит. На самом деле у них мало общего. Роман «Отцы и дети» — очередное тому доказательство. Анна Одинцова, Катя Локтева, Фенечка — все они воплощают разные стороны человеческой природы. А через любовь к ним, в свою очередь, раскрываются главные герои романа: Базаров и семья Кирсановых. Давай рассмотрим, какую роль женщины играют в их судьбах.
Время чтения: 8 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Время чтения: 8 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Анна Одинцова: femme fatale, или любовь нигилиста
Анна Сергеевна Одинцова — самая роковая героиня «Отцов и детей», первая и последняя любовь нигилиста Базарова. Тургенев противопоставляет ее другим героиням романа: она холодна и независима. Любовь к Одинцовой становится для Базарова настоящим испытанием. Чувства к ней противоречат его нигилистическим взглядам.
Одинцова — богатая вдова. К 28 годам она успевает пройти через многое. Рано теряет мать, затем отца, а через 6 лет после заключения брака умирает и муж. После его смерти у Одинцовой остается большое состояние, но в душе пусто. Вот посмотри, как она размышляет о собственной жизни:
Одинцова — богатая вдова. К 28 годам она успевает пройти через многое. Рано теряет мать, затем отца, а через 6 лет после заключения брака умирает и муж. После его смерти у Одинцовой остается большое состояние, но в душе пусто. Вот посмотри, как она размышляет о собственной жизни:
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет…»
Из череды жизненных трагедий рождается сложный характер. Тургенев рисует Одинцову как femme fatale — женщину, которая одновременно притягивает и разрушает. При этом она спокойна и рассудительна. Базаров довольно грубо называет ее «бабой с мозгом» и совершенно верно отмечает, что она как будто «себя заморозила».
Ум, сила и свободомыслие Базарова очаровывают Одинцову. Они видят друг в друге родственные души. Тургенев особенно тонко подчеркивает это тем, что герои взаимно равнодушны к природе. Но как только между Базаровым и Одинцовой начинает возникать нечто большее, они оба оказываются неготовыми к полноценным отношениям. Базаров даже самому себе не может признаться в том, что увлечен кем-то. Любовь противоречит его рациональной и холодной природе. И все-таки он сообщает Одинцовой о своих чувствах. Вот только она боится потерять независимость. Одинцова ценит спокойствие и стабильность, что пришли к ней после раннего замужества и овдовения. Она не готова рисковать этим ради чувств, из-за которых может потерять контроль.
Ум, сила и свободомыслие Базарова очаровывают Одинцову. Они видят друг в друге родственные души. Тургенев особенно тонко подчеркивает это тем, что герои взаимно равнодушны к природе. Но как только между Базаровым и Одинцовой начинает возникать нечто большее, они оба оказываются неготовыми к полноценным отношениям. Базаров даже самому себе не может признаться в том, что увлечен кем-то. Любовь противоречит его рациональной и холодной природе. И все-таки он сообщает Одинцовой о своих чувствах. Вот только она боится потерять независимость. Одинцова ценит спокойствие и стабильность, что пришли к ней после раннего замужества и овдовения. Она не готова рисковать этим ради чувств, из-за которых может потерять контроль.
В последний раз Базаров видит Одинцову перед самой смертью. Она целует его в лоб, и это становится последним осмысленным событием в жизни Базарова. Затем он впадает в «совершенное беспамятство» и на следующий день умирает. Заметь, еще одна трагическая утрата в судьбе Одинцовой. Вскоре после смерти Базарова она все же выходит замуж — «не по любви, но по убеждению». Это еще раз подчеркивает ее рассудительность и прагматизм.
Но зачем Тургенев вводит в роман такую героиню? Дело в том, что он всеми силами пытался показать, насколько несостоятельна философия нигилизма. Базаров сталкивается с любовью — ее отрицать уже не получается. Одинцова появляется в жизни Базарова и переворачивает его сознание, а Тургенев ставит шах и мат нигилизму.
Катя Локтева: гармония и взаимопонимание
Противоположность Одинцовой — ее младшая сестра, Катя Локтева. Она не такая яркая и заметная, зато воплощает черты идеала Тургенева: простоту, гармонию и нежность. В «Отцах и детях» он сводит мужских героев с теми женщинами, которые могут раскрыть их подлинный потенциал. Если в Базарове Тургенев видит подавленные чувства, то Аркадий кажется ему не таким безнадежным. Катя раскрывает в нем тягу к любви и семье.
В начале романа Аркадий тоже увлекается нигилистическими идеями и старается подражать Базарову. Со временем он осознает, что этот путь ему чужд. Базаров отрицает жизнь и все проявления человеческой субъективности. Например, искусство и поэзию. Аркадий же любит Моцарта и природу. Просто после университета он не придумывает ничего лучше, кроме как повторять за Базаровым. Он слишком мягок и ленив. Именно поэтому Тургенев сталкивает Аркадия с той, что принимает его таким, какой он есть. Кстати, интересно, что для образов главных пар Тургенев использует идентичные приемы. Посуди сам: Базаров и Одинцова сходятся в нелюбви к природе. А Катя и Аркадий, наоборот, оба обожают ее.
В начале романа Аркадий тоже увлекается нигилистическими идеями и старается подражать Базарову. Со временем он осознает, что этот путь ему чужд. Базаров отрицает жизнь и все проявления человеческой субъективности. Например, искусство и поэзию. Аркадий же любит Моцарта и природу. Просто после университета он не придумывает ничего лучше, кроме как повторять за Базаровым. Он слишком мягок и ленив. Именно поэтому Тургенев сталкивает Аркадия с той, что принимает его таким, какой он есть. Кстати, интересно, что для образов главных пар Тургенев использует идентичные приемы. Посуди сам: Базаров и Одинцова сходятся в нелюбви к природе. А Катя и Аркадий, наоборот, оба обожают ее.
Катю воспитывала Анна, но контраст между ними очевиден. Вспомни, Тургенев пишет, что Катя «немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала». О чем это говорит? В одних и тех же условиях сформировалось 2 противоположных характера: холодный и доброжелательный, независимый и тяготеющий к семье. И это с учетом того, что Катя осиротела в куда более раннем возрасте.
При этом Катю нельзя назвать более поверхностной или простой. Как и Одинцова, она рефлексирует и порой погружается в себя:
При этом Катю нельзя назвать более поверхностной или простой. Как и Одинцова, она рефлексирует и порой погружается в себя:
Тургенев мастерски показывает, что даже в безобидной девушке есть осколок детской травмы — смерти родителей. Иначе откуда в ее лице появилось что-то «упрямое, почти тупое»?
Аркадий женится на Кате и начинает интересоваться сельским хозяйством. В честь отца он называет сына Николаем. Это говорит о том, что Аркадий перенимает ценности предыдущего поколения. В битве между аристократией и нигилизмом он выбирает труд и любовь к семье. Роман «Отцы и дети» заканчивается триумфальной победой команды «отцов». Об этом говорит судьба еще одного героя — Николая Петровича Кирсанова.
Аркадий женится на Кате и начинает интересоваться сельским хозяйством. В честь отца он называет сына Николаем. Это говорит о том, что Аркадий перенимает ценности предыдущего поколения. В битве между аристократией и нигилизмом он выбирает труд и любовь к семье. Роман «Отцы и дети» заканчивается триумфальной победой команды «отцов». Об этом говорит судьба еще одного героя — Николая Петровича Кирсанова.
Фенечка: надо быть проще
После смерти жены романтик Николай Петрович Кирсанов находит утешение в компании простой крестьянской девушки Фенечки. Они разделяют общие ценности: умиротворение и уют.
Фенечка и Николай Петрович живут вместе, но в начале романа пока не состоят в официальном браке. Еще до женитьбы у пары рождается сын Митя. Имя Дмитрий тоже неслучайно. Оно восходит к древнегреческой богине Деметре, покровительнице земледелия и плодородия. В каком-то смысле Митя воплощает земную природу Кирсановых. Они не увлекаются идеями и не ограждают себя от реальности. Семья становится для них смыслом жизни.
Фенечке нравится вести хозяйство. Любовь к порядку ей достается от матери. Невинность, чистота и детскость Фенечки отражает ее портрет: «красные, детски пухлявые губки и нежные ручки», «опрятное ситцевое платье» и «хорошенькие глазки». Конечно, в ее душе нет той бури, которую мы видим у Одинцовой. Павел Петрович Кирсанов и вовсе называет Фенечку «пустым существом». Тем не менее именно с ней Николай Петрович хочет построить свое счастье. А по словам Фенечки, ей в жизни ничего не нужно, кроме любви Николая Петровича. Она его «одного на свете любит и век любить будет».
Неспроста свадьбы Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой в конце романа происходят одновременно. Так Тургенев в очередной раз подчеркивает, что Аркадий выбирает дорогу «отцов». Он разделяет торжество любви с родителем. Получается довольно однозначная концовка. Тургенев критикует лагерь «детей» и показывает нежизнеспособность новых прогрессивных идей — главный нигилист романа умирает. «Отцы и дети» заканчиваются описанием могилы Базарова, которую навещают его пожилые родители. К этой могиле «не прикасается человек», и «не топчет ее животное». Только птицы на заре садятся на нее и поют. Другими словами, роман завершает победа природы, перед лицом которой все оказываются равными.
Фенечка и Николай Петрович живут вместе, но в начале романа пока не состоят в официальном браке. Еще до женитьбы у пары рождается сын Митя. Имя Дмитрий тоже неслучайно. Оно восходит к древнегреческой богине Деметре, покровительнице земледелия и плодородия. В каком-то смысле Митя воплощает земную природу Кирсановых. Они не увлекаются идеями и не ограждают себя от реальности. Семья становится для них смыслом жизни.
Фенечке нравится вести хозяйство. Любовь к порядку ей достается от матери. Невинность, чистота и детскость Фенечки отражает ее портрет: «красные, детски пухлявые губки и нежные ручки», «опрятное ситцевое платье» и «хорошенькие глазки». Конечно, в ее душе нет той бури, которую мы видим у Одинцовой. Павел Петрович Кирсанов и вовсе называет Фенечку «пустым существом». Тем не менее именно с ней Николай Петрович хочет построить свое счастье. А по словам Фенечки, ей в жизни ничего не нужно, кроме любви Николая Петровича. Она его «одного на свете любит и век любить будет».
Неспроста свадьбы Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой в конце романа происходят одновременно. Так Тургенев в очередной раз подчеркивает, что Аркадий выбирает дорогу «отцов». Он разделяет торжество любви с родителем. Получается довольно однозначная концовка. Тургенев критикует лагерь «детей» и показывает нежизнеспособность новых прогрессивных идей — главный нигилист романа умирает. «Отцы и дети» заканчиваются описанием могилы Базарова, которую навещают его пожилые родители. К этой могиле «не прикасается человек», и «не топчет ее животное». Только птицы на заре садятся на нее и поют. Другими словами, роман завершает победа природы, перед лицом которой все оказываются равными.
Женские персонажи «Отцов и детей» отлично показывают, насколько несправедлив термин «тургеневские девушки». Роковая и прагматичная Анна Одинцова. Нежная, но встревоженная Катя Локтева. Наконец, хозяйственная и преданная Фенечка. Согласись, этих героинь невозможно привести к одному знаменателю. В их образах, как в зеркале, отражаются характеры мужских персонажей. Базаров стремится к сложности и нефункциональным отношениям, Аркадий — к семье и большой любви, а Николай — к предельной искренности, чистоте и ясности.
Литература:
- Бялый Г. А. «Тургенев и русский реализм». Советский писатель, 1962.
- Набоков В. В. «Лекции по русской литературе». Азбука, 2022.
- Рейфман П. С. «Цинизм Базарова». Тартуский университет, 1992.
Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)