Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Мораль рабов и мораль господ: этика Ницше

Философия Фридриха Ницше — одна из наиболее влиятельных в истории западной мысли. Этика, а вместе с ней и мораль, — один из ключевых аспектов его философии. Рассказываем про концепцию морали в этике Ницше и разбираемся, почему он делит всех на «рабов» и «господ».
Время чтения: 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Генеалогия морали

Это концепция, которую Ницше разработал для того, чтобы объяснить, откуда берутся моральные ценности в обществе и как они развиваются. Он считал, что мораль возникает не из объективных и универсальных истин, а благодаря комбинации социальных, исторических и культурных факторов. Генеалогия морали исследует происхождение морали и традиций, чтобы определить, как они влияют на людей и общество в целом.
В книге «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» 1887 года Ницше анализирует понятия «добро» и «зло», которые порождают мораль. Он отмечает, что традиционная мораль была создана как инструмент контроля и подчинения. Сильнейший мог установить правила игры, сказать, что отныне считается «хорошим» поступком, а что — «плохим». Однако, по Ницше, это перевернулось после того, как религия восторжествовала над миром: «Этот Иисус из Назарета, как воплощенное Евангелие любви, этот "Спаситель", приносящий бедным, больным, грешникам блаженство и победу, - не был ли он самим соблазном в наиболее жуткой и неотразимой его форме…»
Именно мораль не позволяет человеку реализовать свой потенциал и индивидуальность. Ницше считал, что необходимо освободиться от традиционной морали и создать новую мораль, основанную на индивидуальности и свободе. Эта мысль впоследствии приведёт его к концепции сверхчеловека.

Мораль рабов

Мораль рабов, по Ницше, основана на чувстве недостаточности и слабости. Она проповедует смирение, покорность, скромность и воздержание от наслаждений — всё это совпадает с традиционными ценностями, заповедями «не убий», «не укради», «подставь вторую щёку вместо ответного удара». Эти принципы основаны на представлении о том, что в мире существуют иерархии. Лучше быть хорошим и благородным рабом, чем пытаться изменить их. Люди, живущие «моралью рабов», ставят своей высшей целью угодить другим, получить одобрение и избежать критики.
Ницше резко критиковал мораль рабов, утверждая, что она ограничивает рост личности и возможность стать самостоятельной, не зависящей от других личностью. Она загоняет людей в рамки, запрещая проявлять индивидуализм, и угнетает человека, делая его пассивным и боязливым.
При этом Ницше утверждал, что этот вид морали способствует возникновению злости и ненависти. Люди, живущие по «рабским» убеждениям, склонны оправдывать свои неудачи, прикрываясь абстрактной жестокостью мира, игнорируя их собственную неспособность выйти за очерченные другими рамки.

Мораль господ

Мораль «господ» же основана на принципе «воли к власти» — желании доминировать и контролировать свою жизнь и окружающий мир. Основными принципами морали господ являются сила, власть и успех.
Ницшеанские «господа» определяют добро и зло на основе того, приносит ли оно им пользу. Нужно учитывать, что стремятся они изначально к самосовершенствованию, самодисциплине и реализации потенциала — и ждут от окружающих либо следования тем же принципам, либо подчинения. Такой человек «знает, как следует относиться к вещам; так он создаёт ценности».
Для того, чтобы освободиться от стереотипов и традиций, чтобы найти свою истинную сущность и реализовать свой потенциал, человек должен обладать «моралью господина». Только такие люди способны стать лучшими версиями самих себя — основываясь на собственных желаниях и стремлениях, а не на традиционных нормах и общественных ожиданиях.
Мораль господ не универсальна, её нельзя примененять ко всему обществу: не все люди обладают достаточной силой и способностями для ее реализации. Поэтому и существует эта диалектика, вечная борьба «рабов» и «господ».
Ницше считал, что в современном ему обществе победили «рабы»: они одолели господ в момент победы религии — и повсеместного распространения концептов ада и рая, плохих и хороших поступков, необходимости терпеть и не подавать вида — над варварским миром до неё.
Ницше, атеист, протестует. Он не желает жить в рамках морали, которую ему предлагает мир. Поэтому он высказывает идею о необходимости полностью переосмыслить существующие её нормы. Именно понимание того, из каких культурных и общественных феноменов идёт эта диалектика, на его взгляд, самое важное в этом процессе.
ФИЛОСОФИЯ