Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Фрида Кало стала символом стойкости духа?

Время чтения: 5 минут

Приложение для саморазвития: Скачать

Девушка, которая оказалась на всю жизнь прикованной к инвалидному креслу из-за трагической аварии, коммунистка, жена первого художника Мексики, «певица национальной свободы», коллекционер искусства доколумбовой эпохи... Все это о Фриде Кало.

С ее творчеством сейчас знаком почти каждый. Но вот что важно: она известна не столько как художница, сколько как личность, которая прошла через сложнейшие испытания и сохранила любовь к жизни. Боль, измены, политические устремления она, как в личном дневнике, запечатлевала на полотнах. В чем секрет успеха Фриды? Давайте разбираться.

Автор: Алена Репина

Женщина-художница


Положение женщины в первой половине ХХ века — это позиция «за мужчиной». В этом отношении очень показательна статья, вышедшая в 1933 г. в The Detroit News, которая гласит: «Жена мастера фрески восторженно балуется живописью».

Даже 5 лет спустя, когда в 1938 г. проходит ее первая персональная выставка в Нью-Йорке, Time напишет: «Первая выставка немецко-мексиканской жены известного художника Диего Риверы, Фриды Кало, заставила на этой неделе трепетать весь Манхэттен». В это же время в Vogue печатают три ее работы, целый разворот и обложку, посвящая все это экстравагантному облику художницы. И Фрида становится настоящей сенсацией в Америке именно как женщина-художница, коммунистка, мексиканка, а не как великолепная рисовальщица сам по себе.


Мексиканка


За рубежом образ и творчество Фриды Кало прежде всего воспринимались как экзотика. Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреализма», описывая свои впечатления о Мексике, скажет, что там он нашел «врожденное чувство поэзии и искусства, потерянный секрет, который европейцы отчаянно ищут».

Этот секрет кроется в наивных, простых работах, в которых художница не ориентируется на европейскую традицию. Она использует яркие цвета и подчеркнуто упрощенные формы, отдавая дань мексиканскому народному искусству — табличкам ретабло. 


Эти таблички до сих пор используются мексиканцами как знаки благодарности святому: непрофессиональный художник изображает событие, за которое он благодарен, и сопровождает его парой пояснительных предложений, чтобы каждый понял, о чем идет речь.

Этим и объясняется специфика живописного языка Фриды Кало.

Более того — вместе с Диего Ривера они первыми стали коллекционировать подобные предметы народного творчества, организовывать раскопки с целью сохранения памятников доколумбовой эпохи, тем самым подкрепляя важную для коммунистической партии идею национального самосознания и обращения к культурному наследию. 


Коммунистка


В 1929 г. Фрида Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. Вместе с мужем Диего они появляются на каждом партийном шествии, а одно из них — Первомайская демонстрация 1954 г. — станет для художницы фатальным: она простудится и вскоре скончается от воспаления легких.



Она будет писать портреты Сталина и жалеть, что не смогла с ним встретиться. Идея сильной женщины, которую Фрида транслировала через искусство и жизнь, носит характер политической свободы и равенства, свободы своей страны, а не просто борьбы за права женщин, которую подразумевает феминизм.

Личная драма


Когда мы говорим о произведениях художников XVII–XIX вв., мы не используем слова «авторская позиция», «личная драма», «личное мнение». Мы смотрим на технику, на мазок, на то, как точно передан тот или иной образ реальности. Нас редко эпатирует предмет изображения, а художник не обращается к нашему личному, интимному и сокровенному.

Фрида же рассказывает о себе со всей физиологической откровенностью.


Работы Фриды в период расцвета ее творческой манеры (1930–1940 гг.) могут показаться слишком простыми, наивными или непрофессиональными. Однако они рассказывают о личной драме со всей физиологической откровенностью. Переломы, потеря ребенка, физическая и душевная боль становятся новой темой, что никогда ранее не использовалась в искусстве. Эта подчеркнутая телесность, кошмар повседневной боли, который бугрится шрамами, рубцами и даже внутренними органами, — новый рубеж, который преодолевает Фрида в своей живописи.

В случае Фриды Кало личность важнее произведений. Фрида — первая художница, которая показывает именно личную историю, пронзительно, дерзко и откровенно. Она рассказывает через картины о родной Мексике, о политической борьбе, о взаимоотношениях с Диего, собственным телом, о невозможности реализовать мечты. Человеческая основа, открытая в ее произведениях, отсутствие стеснения, кровь, боль, смерть и ужас, понятные всем, заставляют трепетать сердце каждого зрителя.

И получается, что ее мастерство уходит далеко на задний план: неважно, как это написано, важно то, о чем это нам рассказывает. Именно так можно ответить искусствоведам, у которых имя Фриды Кало вызывает скепсис. 

В приложении Artforintrovert все наши курсы доступны по подписке. Скачивайте в Google Play и App Store.

ЖИВОПИСЬ