Время чтения статьи: 6 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Диалоги в жизни vs в кино
Сцена и уж тем более кино — это совершенно другая реальность. Здесь нет времени на разговоры о мелочах. Фильм или спектакль — это концентрат жизни. Автор отбирает события и диалоги таким образом, чтобы зрителю было интересно наблюдать за героями. Диалоги часто зависят от жанра. В комедиях можно увидеть много остроумных фраз, а в драме — риторических вопросов и душевных терзаний. Любой постановочный диалог должен двигать сюжет, поэтому сценаристы тщательно подбирают персонажам нужные реплики.
Диалоги в творчестве А. П. Чехова и К. Тарантино
Кстати, литературные критики того времени были недовольны этим приемом. Например, Иван Бунин считал пьесу «Вишнёвый сад» худшим произведением Чехова. А издания вроде «Петербургской газеты», «Нового обозрения» или «Русских ведомостей» постоянно писали о том, что в пьесах автора происходит сумбур.
Лишь спустя время оказалось, что диалоги ни о чем — это особенность Чехова. А сам писатель предугадал тенденции в драматургии XX века. Может показаться, что такие диалоги бесполезны для сюжета. Но это не совсем так.
Имитация реальности у А. П. Чехова
Фирс: Извольте, сударь, надеть, а то сыро.
Гаев: Надоел ты, брат.
Фирс: Нечего там... Утром уехали, не сказавшись.
Любовь Андреевна: Как ты постарел, Фирс!
Фирс: Чего изволите?
Лопахин: Говорят, ты постарел очень!
Фирс: Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было... А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...
Пауза
Повседневность в тарантиновских диалогах
Джулс: А как они называют Воппер?
Винсент: Не знаю, я не заходил в «Бургер Кинг».
Пауза
Диалог заводит и героев, и зрителя в тупик. Здесь нет остроумного финала или сложного вывода. Из этого диалога мы узнаем лишь то, что Винсент был во Франции. Об этом можно сообщить проще и короче, однако для полного погружения зрителя Тарантино выбирает имитировать повседневное общение.
Глубокий подтекст
То же самое можно встретить и у Тарантино. В «Криминальном чтиве» герои обсуждают, что может значить массаж ног. И в этом, казалось бы, неважном диалоге зритель узнает важную для сюжета информацию: Винсент Вега скоро проведет вечер с женой босса, Мией Уоллес.
И Чехов, и Тарантино создают многослойные диалоги. В них случайность может соседствовать с событием, а быт с лирическим откровением или важным для сюжета признанием. Так что, пропускать «ненужные» диалоги не стоит. В них часто можно увидеть подтекст, важный для сюжета в будущем.
Вдохновляется ли Тарантино Чеховым?
А герои Чехова и Тарантино хоть и говорят о пустяках, но все же более умеренно. В этих диалогах так или иначе можно черпать важную информацию. И при этом она органично соседствует с бытом персонажей. И, конечно, живыми диалогами, которые мы и называем «ни о чем». Это и роднит двух творцов.
- Диалоги ни о чем нужны для того, чтобы создать иллюзию реальности. Чехов и Тарантино стараются создать эффект подслушанного диалога. Ведь именно о мелочах мы чаще всего разговариваем в жизни.
- Если встречается диалог ни о чем — не стоит его пропускать. Даже в такой форме автор может сообщить тебе нечто важное. Просто для правдоподобия быт иногда соседствует с важным событием.
- А еще такой диалог может быть речевой характеристикой героя. Это поможет тебе лучше понять персонажей пьесы или фильма. А значит — больше ими проникнуться.
Изучай кино с Интровертом! Собрали для тебя подборку лекций-саммари, в которых эксперты рассказывают самые важные тезисы по темам. После просмотра проходи тест и скачивай шпаргалки, чтобы точно знать о кинематографе все.