Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Матисс: не только художник, но и скульптор

В XX веке художники неустанно экспериментируют и совершают одну революцию за другой. Именно в эту эпоху мы видим примеры успешных художников-скульпторов, которых не было со времен Ренессанса. Среди них Анри Матисс. В этой статье посмотрим на его творчество под непривычным углом. 

Время чтения: 3 минуты 

Приложение для саморазвития. Скачать

Первый эксперимент


Скульптурой художник начал увлекаться в годы творческих поисков: более половины всех скульптур он создал в период с 1899 по 1910 годы. Первой была учебная копия с «Ягуара, пожирающего зайца» Антуана-Луи Бари 1850 года. Работал он над ней два года, пытаясь добиться передачи животной ярости хищника, вгрызающегося в добычу.


Уже в этой работе виден новаторский подход Матисса к форме: вместо того, чтобы достоверно скопировать облик животного, он сконцентрировался на мощи и тяжести его тела. 

Почему скульптура


Работая со скульптурой, Матисс, по его словам, «отдыхал» от живописи и параллельно решал проблему формы, которая стояла перед современными художниками.

А. Матисс вдохновлялся недавно открытым в Европе африканским искусством и коллекционировал экзотические фигурки

О многом говорит его метод: Матисс периодически надевал на глаза повязку, чтобы воспринимать скульптуру исключительно руками. Он не стремился к совершенству. Ему была важна осязаемость, выразительность, цельность формы. И именно поэтому он очень быстро пошел по пути её упрощения.

«Серпантина», 1909 г.

Известно, что «Серпантину» Матисс создал во время работы над «Танцем». Эта скульптура далека от натуралистичности. Её фигура и конечности тонкие, вытянутые, тело более гибкое. На эту скульптуру художника вдохновила фотография девушки из журнала, «немного полной, но очень гармоничной в своей форме и движении». 

L'Etude academique — журнал с позирующими моделями для художников, которым не хватало средств для найма живой натуры.

Тот же путь он проделывает и в живописи. 

«Радость жизни» и скульптура 


В 1906 году Матисс представил публике картину «Радость жизни», которая теперь считается одним из столпов модернистского искусства. Одновременно с её написанием Матисс экспериментировал со скульптурой, и найти очевидные параллели довольно просто.


И в скульптуре, и в живописи он достиг пластической выразительности тел при, казалось бы, сильной упрощённости форм.

Занятие скульптурой помогало Матиссу и при создании «Танца».

Матисс и Сезанн 


«Если Сезанн прав, значит и я прав» — с этими словами Матисс обратился к «Трём купальщицам» Сезанна, которых он купил у Амбруаза Воллара. Эту картину он затем использовал в качестве точки отсчета для серии скульптур и рельефов обнаженных фигур.

«Голубая обнажённая» (1907), «Золотая рыбка и скульптура» (1912), «Лежащая обнажённая» (1906–1907)

П. Сезанн «Три купальщицы» (1882), А. Матисс «Обнажённые, со спины» (1909–1930)

Особенно примечательна серия 1909–1930 годов, в которой Матисс работал с предельным упрощением форм. Правдоподобная передача натуры переходит к абстракции, и уже не остается ничего лишнего, кроме ствола-позвоночника и телесных масс.

Работа с портретом


Ещё одна интересная серия — «Жанетт» (1910–1916), состоящая из пяти голов разной степени абстрактности. Здесь мы видим тот же путь: от реалистичного портрета к упрощению и акцентировании отдельных характерных элементов. Матисс заявлял, что только так, отказавшись от имитации реального, можно вытащить наружу личность человека.

Матисс уделял этому виду искусства много внимания: ни над одной картиной он не работал так долго, как над скульптурами. Он искал новые способы выразительности, которые затем воплотил в живописи.

2020-04-17 18:00 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО