В XX веке художники неустанно экспериментируют и совершают одну революцию за другой. Именно в эту эпоху мы видим примеры успешных художников-скульпторов, которых не было со времен Ренессанса. Среди них Анри Матисс. В этой статье посмотрим на его творчество под непривычным углом.
Скульптурой художник начал увлекаться в годы творческих поисков: более половины всех скульптур он создал в период с 1899 по 1910 годы. Первой была учебная копия с «Ягуара, пожирающего зайца» Антуана-Луи Бари 1850 года. Работал он над ней два года, пытаясь добиться передачи животной ярости хищника, вгрызающегося в добычу.
Уже в этой работе виден новаторский подход Матисса к форме: вместо того, чтобы достоверно скопировать облик животного, он сконцентрировался на мощи и тяжести его тела.
Почему скульптура
Работая со скульптурой, Матисс, по его словам, «отдыхал» от живописи и параллельно решал проблему формы, которая стояла перед современными художниками.
О многом говорит его метод: Матисс периодически надевал на глаза повязку, чтобы воспринимать скульптуру исключительно руками. Он не стремился к совершенству. Ему была важна осязаемость, выразительность, цельность формы. И именно поэтому он очень быстро пошел по пути её упрощения.
Известно, что «Серпантину» Матисс создал во время работы над «Танцем». Эта скульптура далека от натуралистичности. Её фигура и конечности тонкие, вытянутые, тело более гибкое. На эту скульптуру художника вдохновила фотография девушки из журнала, «немного полной, но очень гармоничной в своей форме и движении».
L'Etude academique — журнал с позирующими моделями для художников, которым не хватало средств для найма живой натуры.
Тот же путь он проделывает и в живописи.
«Радость жизни» и скульптура
В 1906 году Матисс представил публике картину «Радость жизни», которая теперь считается одним из столпов модернистского искусства. Одновременно с её написанием Матисс экспериментировал со скульптурой, и найти очевидные параллели довольно просто.
И в скульптуре, и в живописи он достиг пластической выразительности тел при, казалось бы, сильной упрощённости форм.
Занятие скульптурой помогало Матиссу и при создании «Танца».
Матисс и Сезанн
«Если Сезанн прав, значит и я прав» — с этими словами Матисс обратился к «Трём купальщицам» Сезанна, которых он купил у Амбруаза Воллара. Эту картину он затем использовал в качестве точки отсчета для серии скульптур и рельефов обнаженных фигур.
Особенно примечательна серия 1909–1930 годов, в которой Матисс работал с предельным упрощением форм. Правдоподобная передача натуры переходит к абстракции, и уже не остается ничего лишнего, кроме ствола-позвоночника и телесных масс.
Работа с портретом
Ещё одна интересная серия — «Жанетт» (1910–1916), состоящая из пяти голов разной степени абстрактности. Здесь мы видим тот же путь: от реалистичного портрета к упрощению и акцентировании отдельных характерных элементов. Матисс заявлял, что только так, отказавшись от имитации реального, можно вытащить наружу личность человека.
Матисс уделял этому виду искусства много внимания: ни над одной картиной он не работал так долго, как над скульптурами. Он искал новые способы выразительности, которые затем воплотил в живописи.