В детстве находить друзей проще: садитесь за одну парту в начальной школе, и вот вы уже неразлучны до самого 11 класса. Но, когда мы взрослеем, обстоятельства меняются. Старые друзья постепенно исчезают из нашей жизни, а найти новых оказывается непросто. Почему так происходит? И как искать друзей, когда мы выросли?
Время чтения: 10 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Время чтения: 10 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Шаг №1: поймите, нужны ли вам новые друзья
Задумывались, зачем вообще нужны друзья? Некоторые не переживают из-за их отсутствия и называют самым близким человеком партнера или родителей. А ведь это совсем разные виды отношений.
Дружба возникает между людьми, которые изначально не находятся в зависимом положении и могут общаться на равных. Она завязана на свободе. Только те отношения, которые устанавливаются по взаимному желанию, могут включать эмоциональную насыщенность, эксклюзивность и поддержку. Даже если нам достаточно общения с партнером и семьей, другие близкие люди тоже важны. Они помогают расширять кругозор, делиться опытом, смотреть на вещи по-разному и не замыкаться на одном человеке.
В некоторых случаях отсутствие друзей может быть опасно: изоляция лишает внешних источников поддержки и не дает объективно оценивать жизненные ситуации. Это формирует уязвимость перед манипуляциями. Исследования Кембриджского университета доказывают, что социальная поддержка прекрасно защищает от депрессии. В детстве и юности дружба оберегает от подавленного состояния. Когда мы взрослеем, отношения с партнером и другими людьми в совокупности помогают бороться с депрессивными симптомами. Результаты исследований говорят, что дружба также повышает эффективность в рабочей среде. Группа друзей-коллег выполняет сложные совместные задачи гораздо лучше, чем сотрудники, которые едва знакомы.
Очевидно, друзья нужны и приносят пользу, но по разным причинам мы боимся их заводить и избегаем общения. Положительные стороны часто не перевешивают страх близости, стеснение и тревожность. Дружбе может мешать недоверие к миру, искаженные ожидания от себя и других, которые складываются еще в детстве.
Дружба возникает между людьми, которые изначально не находятся в зависимом положении и могут общаться на равных. Она завязана на свободе. Только те отношения, которые устанавливаются по взаимному желанию, могут включать эмоциональную насыщенность, эксклюзивность и поддержку. Даже если нам достаточно общения с партнером и семьей, другие близкие люди тоже важны. Они помогают расширять кругозор, делиться опытом, смотреть на вещи по-разному и не замыкаться на одном человеке.
В некоторых случаях отсутствие друзей может быть опасно: изоляция лишает внешних источников поддержки и не дает объективно оценивать жизненные ситуации. Это формирует уязвимость перед манипуляциями. Исследования Кембриджского университета доказывают, что социальная поддержка прекрасно защищает от депрессии. В детстве и юности дружба оберегает от подавленного состояния. Когда мы взрослеем, отношения с партнером и другими людьми в совокупности помогают бороться с депрессивными симптомами. Результаты исследований говорят, что дружба также повышает эффективность в рабочей среде. Группа друзей-коллег выполняет сложные совместные задачи гораздо лучше, чем сотрудники, которые едва знакомы.
Очевидно, друзья нужны и приносят пользу, но по разным причинам мы боимся их заводить и избегаем общения. Положительные стороны часто не перевешивают страх близости, стеснение и тревожность. Дружбе может мешать недоверие к миру, искаженные ожидания от себя и других, которые складываются еще в детстве.
Шаг №2: попробуйте довериться
С возрастом сложнее сближаться с людьми, и вот почему:
Первая причина — формируются личные границы. Со временем они становятся жестче, а дистанция между нами и другими людьми постепенно увеличивается. Эта дистанция означает доверительные границы, то есть психологически комфортное расстояние, на которое мы готовы подпустить человека. В детстве мы плохо видим различия между собой и окружающими, поэтому любой, кто проявляет достаточно внимания и заботы, кажется «другом на века». В 17–20 лет все меняется. С началом взрослой жизни и отделением от родителей у нас появляется острая необходимость в личных границах. Именно они должны защитить нас от давления общества, которое резко возрастает.
Границы устанавливаются по мере того, как мы осознаем собственную идентичность. С годами приходит понимание, какие мы и что нам интересно. В соответствии с этим формируется окружение. Уже не получится подружиться с человеком просто потому, что он сел рядом в автобусе. У нас должны сходиться интересы, взгляды, видение жизни. В общении становится больше понимания и точек соприкосновения, чем раньше.
Как формируются границы? Это напрямую зависит от прохождения через главный внутренний кризис 20–25 лет. Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, человек за жизнь преодолевает 8 психологических стадий роста. Они определяют, в каком направлении мы движемся. По Эриксону, если в момент кризиса внутренний конфликт разрешается в нашу пользу, то мы что-то приобретаем.
Например, на первой стадии — от рождения до года — ребенок сталкивается с проблемой доверия к миру. Если родители проявляют достаточно заботы, он учится полагаться на окружающих. В противном случае кризис остается неразрешенным: формируется недоверие, и мир воспринимается как опасное место.
Но главный личностный конфликт происходит в 20–25 лет. Этот кризис связан с близостью и изоляцией. В подростковый период человек ищет себя, пытается понять, кто он, и отделиться от остальных. После этого нужно снова приобщиться к другим. Но если найти подходящих людей не удается, наступает изоляция. От того, как мы преодолеваем эту стадию, зависит, насколько увеличивается дистанция между нами и миром.
Вторая причина, по которой сложно знакомиться, кроется в социальной тревоге, страхе близости и нового общения. Клинический психолог Джиллиан Батлер сообщает, что от 3 до 13% населения в определенный момент жизни страдают от социофобии, то есть испытывают чрезмерное беспокойство при контакте с другими и избегают взаимодействия. А количество людей, для которых характерна застенчивость, еще больше.
Первая причина — формируются личные границы. Со временем они становятся жестче, а дистанция между нами и другими людьми постепенно увеличивается. Эта дистанция означает доверительные границы, то есть психологически комфортное расстояние, на которое мы готовы подпустить человека. В детстве мы плохо видим различия между собой и окружающими, поэтому любой, кто проявляет достаточно внимания и заботы, кажется «другом на века». В 17–20 лет все меняется. С началом взрослой жизни и отделением от родителей у нас появляется острая необходимость в личных границах. Именно они должны защитить нас от давления общества, которое резко возрастает.
Границы устанавливаются по мере того, как мы осознаем собственную идентичность. С годами приходит понимание, какие мы и что нам интересно. В соответствии с этим формируется окружение. Уже не получится подружиться с человеком просто потому, что он сел рядом в автобусе. У нас должны сходиться интересы, взгляды, видение жизни. В общении становится больше понимания и точек соприкосновения, чем раньше.
Как формируются границы? Это напрямую зависит от прохождения через главный внутренний кризис 20–25 лет. Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, человек за жизнь преодолевает 8 психологических стадий роста. Они определяют, в каком направлении мы движемся. По Эриксону, если в момент кризиса внутренний конфликт разрешается в нашу пользу, то мы что-то приобретаем.
Например, на первой стадии — от рождения до года — ребенок сталкивается с проблемой доверия к миру. Если родители проявляют достаточно заботы, он учится полагаться на окружающих. В противном случае кризис остается неразрешенным: формируется недоверие, и мир воспринимается как опасное место.
Но главный личностный конфликт происходит в 20–25 лет. Этот кризис связан с близостью и изоляцией. В подростковый период человек ищет себя, пытается понять, кто он, и отделиться от остальных. После этого нужно снова приобщиться к другим. Но если найти подходящих людей не удается, наступает изоляция. От того, как мы преодолеваем эту стадию, зависит, насколько увеличивается дистанция между нами и миром.
Вторая причина, по которой сложно знакомиться, кроется в социальной тревоге, страхе близости и нового общения. Клинический психолог Джиллиан Батлер сообщает, что от 3 до 13% населения в определенный момент жизни страдают от социофобии, то есть испытывают чрезмерное беспокойство при контакте с другими и избегают взаимодействия. А количество людей, для которых характерна застенчивость, еще больше.
Из-за сильной тревоги многие перестают знакомиться, общаться, не появляются в больших компаниях, если чувствуют себя неуютно. Некоторые не пишут близким, чтобы не показаться навязчивыми. Люди избегают даже базовые формы общения, такие как сделать заказ по телефону, спросить дорогу на улице, поздороваться с соседом. Для тех, кому это знакомо, совершенно немыслимо прийти в клуб по интересам и начать разговор с другим человеком. Так, наши контакты с друзьями могут истончаться, а решиться на новую компанию страшно.
Выглядит, будто у взрослых мало шансов завести друзей. Дистанция увеличивается, социальная тревога мешает знакомиться и общаться. Но значит ли это, что подружиться теперь нельзя? Нет, ведь есть и другие факторы, которые влияют на выстраивание доверительных отношений. С возрастом сферы интересов расширяются. Чем многограннее мы становимся, тем больше связей с другими людьми можем обнаружить. Общие хобби, профессиональная деятельность, мировоззрение, планы на жизнь, воспоминания — все это ложится в основу близкого общения.
Но как быть со страхами? Социальная тревога и переживания насчет новых знакомств никуда не исчезают. Справиться с ними дает понимание того, как дружба обогащает жизнь. Это становится мотивацией, чтобы преодолеть избегание.
Выглядит, будто у взрослых мало шансов завести друзей. Дистанция увеличивается, социальная тревога мешает знакомиться и общаться. Но значит ли это, что подружиться теперь нельзя? Нет, ведь есть и другие факторы, которые влияют на выстраивание доверительных отношений. С возрастом сферы интересов расширяются. Чем многограннее мы становимся, тем больше связей с другими людьми можем обнаружить. Общие хобби, профессиональная деятельность, мировоззрение, планы на жизнь, воспоминания — все это ложится в основу близкого общения.
Но как быть со страхами? Социальная тревога и переживания насчет новых знакомств никуда не исчезают. Справиться с ними дает понимание того, как дружба обогащает жизнь. Это становится мотивацией, чтобы преодолеть избегание.
Шаг №3: научитесь выстраивать зрелую дружбу
В 2021 году Американский исследовательский центр провел опрос и выяснил, что меньше половины мужчин удовлетворены дружбой. И одна из причин — расхождение ценностей. Когда мы становимся старше, мотивы общения меняются.
Вспомним юные годы. В школе мы хотим разделить с друзьями главные моменты жизни. Дорога домой после уроков может длиться часами, потому что всегда есть темы для обсуждения. В юности важно понять, кто мы и что о нас думают другие. Поэтому дружба в таком возрасте выстраивается весьма эгоистично. Она выполняет 3 важные функции: «исповедальную», самопознание и взаимопомощь. Так, через откровенное общение с другими мы лучше понимаем себя, собственные интересы и мысли. Долгие разговоры помогают разделить переживаемый опыт с близким человеком, а возможность попросить о помощи для подростка несет невероятную ценность.
В зрелом возрасте дружеские отношения трансформируются. Более важным становится понимание, доверие и глубина общения. А вот взаимовыручка уходит на второй план.
Вспомним юные годы. В школе мы хотим разделить с друзьями главные моменты жизни. Дорога домой после уроков может длиться часами, потому что всегда есть темы для обсуждения. В юности важно понять, кто мы и что о нас думают другие. Поэтому дружба в таком возрасте выстраивается весьма эгоистично. Она выполняет 3 важные функции: «исповедальную», самопознание и взаимопомощь. Так, через откровенное общение с другими мы лучше понимаем себя, собственные интересы и мысли. Долгие разговоры помогают разделить переживаемый опыт с близким человеком, а возможность попросить о помощи для подростка несет невероятную ценность.
В зрелом возрасте дружеские отношения трансформируются. Более важным становится понимание, доверие и глубина общения. А вот взаимовыручка уходит на второй план.
Возникает противоречие: с годами удовлетворенности в дружбе меньше, но при этом мы начинаем ценить другого человека и взаимопонимание больше. Это связано с тем, что зрелое общение не предполагает схожести во всем. Теперь мы ценим не одинаковые увлечения, работу и мнения, а сам факт присутствия друга в жизни. Мы проявляем заботу, честно разговариваем и с принятием относимся к различиям. Все это помогает сохранить тесную связь, которая ценна сама по себе.
Шаг №4: переходите к активным действиям
Как расширять круг знакомств? Находите новые хобби, не стесняйтесь инициировать диалог и не забывайте поддерживать общение. Активные действия — главный шаг, чтобы справиться с тревогой и установить контакт с новыми людьми. Постарайтесь снизить страх, вместо того чтобы думать, приведет общение к дружбе или нет. Это только усиливает переживания.
Вы можете посетить мероприятие, поговорить с соседями, стать членом профессионального клуба, записаться на курс. Отличная идея — попросить друзей, коллег познакомить вас с новыми людьми или собраться компанией, чтобы провести время. Вариантов много. Но почему на практике их сложно реализовать?
Еще одна проблема скрывается в автоматических мыслях и когнитивных искажениях. О чем мы думаем, когда боимся с кем-то познакомиться или позвать приятеля на прогулку? Многих беспокоит, что они могут выглядеть нелепо. Возникают тревожные мысли: «А если он не хочет сейчас общаться?», «Они подумают, что я со странностями!», «Я не понравлюсь!», «А вдруг меня не хотят видеть?».
Все это — когнитивные искажения из-за попытки прочитать мысли других. Чтобы справиться с ними, сначала научитесь замечать ситуации, в которых вы пытаетесь додумывать. Проанализируйте, чего именно боитесь и насколько эти опасения реалистичны. Спросите себя: что страшного может произойти, если написать новому знакомому? Чтобы уменьшить тревогу, составьте план на случай, если опасения вдруг оправдаются. А когда знакомство уже состоялось, и контакт удалось установить, попробуйте базовое правило «ДРУГ».
Вы можете посетить мероприятие, поговорить с соседями, стать членом профессионального клуба, записаться на курс. Отличная идея — попросить друзей, коллег познакомить вас с новыми людьми или собраться компанией, чтобы провести время. Вариантов много. Но почему на практике их сложно реализовать?
Еще одна проблема скрывается в автоматических мыслях и когнитивных искажениях. О чем мы думаем, когда боимся с кем-то познакомиться или позвать приятеля на прогулку? Многих беспокоит, что они могут выглядеть нелепо. Возникают тревожные мысли: «А если он не хочет сейчас общаться?», «Они подумают, что я со странностями!», «Я не понравлюсь!», «А вдруг меня не хотят видеть?».
Все это — когнитивные искажения из-за попытки прочитать мысли других. Чтобы справиться с ними, сначала научитесь замечать ситуации, в которых вы пытаетесь додумывать. Проанализируйте, чего именно боитесь и насколько эти опасения реалистичны. Спросите себя: что страшного может произойти, если написать новому знакомому? Чтобы уменьшить тревогу, составьте план на случай, если опасения вдруг оправдаются. А когда знакомство уже состоялось, и контакт удалось установить, попробуйте базовое правило «ДРУГ».
И главное — проверьте опасения на практике: знакомьтесь, пишите, зовите гулять. Это поможет окончательно опровергнуть негативные мысли. Помните, что избегание — главный катализатор тревоги, поэтому с теплом и поддержкой говорим вам «Действуйте».
Литература:
- Батлер Дж. «Преодоление застенчивости и социальной тревожности. Программа самопомощи, основанная на когнитивно-поведенческих техниках». БОМБОРА, 2023
- Энтони М., Свинсон Р. «Преодоление застенчивости и социальной тревожности. Практическое руководство». Диалектика, 2021
Авторы:
Марина Логинова, клинический психолог (МИП), когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов
Анна Севрюгина, клинический психолог (ПГНИУ), Когнитивно-поведенческий психотерапевт (Пермский центр когнитивной терапии)
Марина Логинова, клинический психолог (МИП), когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов
Анна Севрюгина, клинический психолог (ПГНИУ), Когнитивно-поведенческий психотерапевт (Пермский центр когнитивной терапии)