На первый взгляд «Губка Боб» — обычный детский мультсериал. Однако в его сюжете зашифрованы интересные и важные послания, а персонажи во многом отражают взгляды известных философов. Разбираем неочевидные детали в статье.
Создателем, а также шоураннером, режиссером и сценаристом «Спанч Боба» до 2004 года был Стивен Хилленберг. Он с детства был влюблен в морскую биологию, а в подростковом возрасте начал совмещать это с творчеством — Стивен отправился в художественную школу, потому что одного хобби для него всегда было недостаточно. Позже он устроился в Морской институт округа Оушен.
Стивен хотел совместить две свои страсти — преподавание детям и иллюстрацию, поэтому создал комикс The intertidal zone про морских жителей. С помощью искусства он хотел заниматься просвещением. Позже герои этого комикса лягут в основу «Губки Боба». Стивен увлекся анимацией и ушел с работы в Морском институте, чтобы получить магистерскую степень на новом поприще.
Когда Хилленберг начал работать над пилотом сериала, он наконец-то почувствовал, что идет к своей цели — занимается анимацией, которая сможет привить детям такую же любовь к океану как у него. Презентация сериала руководству канала была продумана до мелочей: он сделал аквариум с Патриком, Губкой Бобом и Сквидвардом, надел гавайскую рубашку и даже записал прототип главной песни сериала (правда, тогда в ней пелось: «Спанчбой, Спанчбой!»)
Любовь Хилленберга к океану и его обитателям чувствовалась в каждом эпизоде, над которым он работал.
Архетипы и философия
По словам Хилленберга, для проработки персонажей он обратился к самым древним ролевым моделям, появившимся еще до Шекспира. Поэтому характеры персонажей такие выдержанные и конкретные: идеалист Губка Боб, который обитает среди циников — мистера Крабса, Планктона и Сквидварда, и дружит с героем, олицетворяющим хаос — Патриком.
Если посмотреть на жизненное кредо Спанч Боба, то можно увидеть явный прототип среди античных философов. Главное для Боба — быть счастливым и в гармонии с собой. Для достижения счастья он не ставит сверхъестественные цели — ему просто нравится общаться в Патриком, хорошо делать свою работу, ухаживать за Гэрри и радовать других. Обретения счастья было и главной целью Аристотеля.
Сосед Боба — пессимист и мыслитель Сквидвард, которому, наоборот, жизнь кажется тяжкой и бесполезной. Вечная невозможность Сквидварда реализовать свои желания и потенциал приводит его к хронической апатии. Похожим образом мир людей представлялся Артуру Шопенгауэру — какими бы сильными ни были наши желания, реализовать свою волю у человека не получается.
Белка Сэнди долгое время оставалась единственным женским персонажем в сериале. Весь ее образ — это парадокс. Она сухопутное существо, но предпочитает жить на дне океана, а еще не зависит от инфраструктуры Бикини Боттом. Сэнди сама себе начальница и занимается наукой. Это сильная героиня, олицетворяющая независимость и часто продвигающая идеи феминизма. Хилленберг говорил, что видит в Сэнди «сильный женский характер, который может быть другом Губке Бобу, но не любовным интересом».
Счастье быть тупым
У Спанч Боба есть лучший друг — морская звезда Патрик, икона гедонизма. У него нет работы, он не стремится чему-то учиться, да и в целом карикатурно туп. Но так ли это на самом деле? Патрик не раз помогал Спанч Бобу, направлял его и давал ему дельные советы. А еще Патрик — борец с капитализмом, у которого нет ни монетки за душой, но при этом есть всё необходимое для комфортной жизни. Работа и деньги ему попросту не нужны, ведь все вокруг считают его настолько тупым, что даже не ждут какой-то осмысленности или банальной платы за еду и услуги. А еще Патриком невозможно воспользоваться, в отличие от того же Спанч Боба, который видится окружающим глуповатым, но хотя бы ответственным.
Жизнь Патрика во многом парадоксальна: он сделал себе не только мебель из песка, но и телевизор, происхождение которого остается загадкой. Возможно, Патрик — техногений покруче Рика Санчеза.