Однако в фильме Джеймса Кэмерона кораблекрушение отходит на второй план, т.к. в центре сюжета – романтическая линия. Финал, в котором Джек жертвует собой ради Роуз, стал одной из самых цитируемых и трогательных сцен в истории кино.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Но можно ли сказать, что это история о настоящей любви? Давайте рассмотрим отношения Джека и Роуз с точки зрения психологии.
Вспомним, как все начиналось
10 апреля 1912 г. «Титаник» отправляется из Англии в Америку. 17-летнюю Роуз на борту сопровождают мать и жених. Ее ждет брак по расчету, и героиню это не устраивает. В порыве отчаяния девушка даже собирается спрыгнуть с носа корабля. Ее останавливает Джек, художник без гроша в кармане, который выиграл билеты на лайнер в покер буквально за 5 минут до отправления судна.
Между ними вспыхивает страстный роман. Но можем ли мы назвать это любовью с первого взгляда? И какие цели они преследовали в этих отношениях?
Любовь или влюбленность?
В психологии не существует общепринятого определения любви, но мы можем выделить некоторые особенности этого чувства. Любовь формируется постепенно, поэтому назвать этим словом двухдневный роман крайне сложно. В случае Роуз и Джека мы можем говорить только о влюбленности.
Она сопровождается страстью и ощущением эйфории. Это чувство иррационально, а сами влюбленные готовы пойти на любой риск ради своего партнера. Именно так поступают Джек и Роуз. Влюбленность также характеризуется сужением сознания, из-за чего все внимание человека сосредотачивается на одном объекте. Из-за этого он видит все сквозь «розовые очки» и идеализирует партнера. Как мы видим, ни Роуз, ни Джек не могут реально оценить их отношения и друг друга.
Чем Джек привлек Роуз?
Она выросла в обеспеченной семье, которая после смерти отца оказалась на грани банкротства. И, чтобы не терять статус, мать Роуз решает выдать дочь замуж за обеспеченного Каледона Хокли. Сама Роуз против и предпочитает смерть замужеству.
До путешествия Роуз не видела другой жизни, кроме высшего света, и у нее крайне поверхностные представления о жизни за пределами ее круга.
Быть благовоспитанной девушкой для ее означает лишь несвободу, строгие правила и принуждение. Жизнь бродяги Джека кажется ей романтичной и полной свободы, о которой она мечтает. А вечеринки на палубе 3 класса выглядят гораздо веселее и раскованнее, чем чопорные званые ужины, к которым она привыкла.
Джек покоряет Роуз своим принципом «живи сегодняшним днем и не загадывай наперед». В обществе, где воспитывалась Роуз, все расписано на годы вперед, поэтому ей кажется, что она и не живет вовсе. Ее роман с Джеком – это бунт и вызов, который она бросает семье.
Тот факт, что Роуз берет фамилию Джека в конце, символизирует, что она решает жить по заветам Джека и ни о чем не жалеть. И, как мы видим в итоге, ей это удалось. Но почему Джек и Роуз изначально сошлись? Ответить на этот вопрос нам поможет трансактный анализ.
Джек и Роуз
Чтобы лучше понять наших героев, давайте посмотрим, какая у них ведущая психологическая роль. Джек Доусон живет одним днем, не думает о последствиях и находится во власти эмоций. Большую часть времени он находится в роли Ребенка. По Эрику Берну, именно Ребенок в нашей структуре психики отвечает за эмоции и чувства.
Это эго-состояние также отвечает за воображение, фантазию, а также творческий потенциал. Оно иррационально, импульсивно, и порой создается впечатление, что человек не может себя контролировать. В случае Джека мы видим именно такое поведение, что и привлекает Роуз.
Как легко догадаться, у Роуз доминирующую роль тоже занимает Ребенок, и это не связано с возрастом. Как и Джек, она совершает множество необдуманных поступков: сбегает на вечеринку, убегает от жениха и матери – одним словом, находится во власти эмоций и импульсов.
Именно из-за совпадения психологических ролей роман Роуз и Джека наполнен чувствами и страстью, ведь когда партнеры находятся в позиции Ребенка, их отношения искренние и яркие.
Почему у них не было шанса?
Если мы посмотрим на отношения Роуз, Джека и Каледона с точки зрения теории Карпмана, то обнаружим, что каждый из них имеет свою роль. Юная Роуз, жертва возникшей ситуации, ищет человека, который спасет ее от ненавистного жениха-тирана, контролирующего каждый ее шаг.
Каледон – агрессор, он применяет к ней не только психологическое, но и физическое насилие, но при этом Роуз находится в постоянных сомнениях, стоит ли разрывать эти отношения. А Джек оказывается для нее спасателем.
Как мы видим, условия, в которых начинается этот роман, нельзя назвать гармоничными, т. к. герои заведомо находятся в условиях созависимости.
Джек и Роуз, пребывая в эйфории от влюбленности, не могут оценить свои шансы быть вместе. В реальной жизни такая пара столкнулась бы с множеством трудностей, и с большей вероятностью в итоге разошлась, даже если начало отношений было страстным и эмоционально насыщенным.
Розе было бы сложно привыкнуть к простой жизни: она не приспособлена к быту и грубым нравам. Путешествия на 3 палубу были для нее удивительным путешествием, но после это она возвращалась в свою каюту. Для ее адаптации потребовалось бы очень много времени.
Джеку же пришлось бы бросить свободный образ жизни и остепениться, найти постоянную работу и дом. В этой рутине страсть, бунт и ощущение опасности, в которых родился их роман, быстро исчезли бы. А другого фундамента для этих отношений у этой пары нет.
Как мы видим в финале, Роуз начинает новую жизнь. Роман на «Титанике» помогает ей поверить в свои силы и расставить приоритеты, и на берег США она выходит уже совсем другим человеком. В новой стране, где традиции не так строги, а общество более открыто, ей удается успешно реализоваться. Отношения с Джеком становятся ступенькой для ее личностного роста, и даже если бы они оба выжили, вряд ли бы они стали хорошими партнерами. Однако эта влюбленность позволяет ей преодолеть собственные страхи и измениться.
А как вам их история? Как бы она развивалась, если бы «Титаник» благополучно доплыл до Америки?)