До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему художники стали писать масляными красками

Живопись — искусство создания визуальных образов на твёрдой поверхности при помощи красок. Известное с архаичных времён, оно претерпело множество изменений в процессе своего развития. Одно из них — появление масляных красок. Но что делает этот материал предпочтительнее остальных? В статье расскажем, почему художники начали писать масляными красками.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать.

Хорошо забытое старое

Точно датировать возникновение масляной живописи невозможно, однако известно, что даже первобытные люди использовали смеси из жира и натуральных пигментов для наскальных рисунков. Старейшие образцы настенной живописи масляными красками исследователи обнаружили в 1950-х годах в афганской деревне Бамиан. Также установлено, что античные мастера расписывали красками на основе воска и льняного масла щиты, флаги и даже корабли.
Химический анализ подтвердил наличие масляной составляющей на картинах нескольких немецких художников XII–XIV веков. К этой же технике тяготела норвежская религиозная живопись 1250–1350 годов.
В Европе вплоть до эпохи Возрождения художники писали водорастворимой темперой. Масляные краски использовали преимущественно для скульптуры, фресок и росписи по дереву.
Джотто ди Бондоне. «Вход Господень в Иерусалим», 1305 год

Новая оптика Яна ван Эйка

В Старом Свете масляную живопись популяризовал нидерландский художник Ян ван Эйк. Он заметил, что картины, написанные водорастворимой краской, быстро теряли своё первоначальное качество: поверхность холста трескалась на солнце, а цвета становились блёклыми. Ван Эйк решил изготовить материал, при использовании которого можно было бы передавать мельчайшие оттенки тонов и глубину цвета и не терять при этом художественный замысел картины. В ходе экспериментов художник вывел следующий рецепт «новой» пластичной краски: льняное масло, скипидар и пигменты.
Ян ван Эйк. «Гентский алтарь», 1432 год
Техника работы ван Эйка с маслом стала новаторской и оказала значительное влияние на развитие изобразительного искусства. Вот некоторые её особенности:
  • Использование масляной грунтовки. Смесь из масла, песка и других связующих компонентов наносилась на холст шпателем или кистью. Краска лучше сцеплялась с гладкой и ровной поверхностью, что значительно расширяло творческие возможности художника.
  • Многослойность. Ван Эйк начинал картины с тонких прозрачных набросков, постепенно переходя к очертаниям и формам. После этого художник добавлял более насыщенные краски, варьируя глубину цвета, что позволяло играть с объёмами и добиваться реалистичности.
  • Работа со светом и отражениями. Нанесённые друг на друга цвета и масляный грунт имитировали в картинах ван Эйка «живой» свет: белый оттенок грунта пробивается через краску, будто сияя изнутри. А для усиления бликов и отражений художник покрывал готовую картину яичной глазурью.
  • Детализация. Ян ван Эйк был известен скрупулёзным подходом к деталям. Густое масло не растекалось, что упрощало работу с текстурами и мельчайшими элементами.

Масляная лихорадка

С XV века масляная живопись начала активно распространяться в артистической среде. Её техники совершенствовали такие мастера, как Тициан, Рубенс, Диего Веласкес и Ян Вермеер. Однако при всех достоинствах у масляных красок был существенный недостаток — сложность их изготовления. Художники были вынуждены самостоятельно смешивать ингредиенты и искать правильные пропорции, что тормозило творческий процесс. Прорывом для масляной живописи стал XIX век, когда краски начали выпускать в промышленных масштабах и придумали помещать их в тюбик.
Веласкес. «Венера с зеркалом», ок. 1647-1651
Масляные краски — удобный и универсальный выразительный инструмент. Они позволяют передавать богатство цвета, наделять изображаемое пространство глубиной и текстурой, а также достигать высокой степени детализации и реалистичности. Масляный рисунок легко корректировать в процессе работы, потому что он медленно высыхает. При правильном хранении картины долгое время не тускнеют и не трескаются, сохраняя свой первоначальный вид.
ЖИВОПИСЬ