Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Всё, что нужно знать о французской новой волне

Французская новая волна — период кинематографа, который изменил старые представления о фильмах и стал настоящей революцией в искусстве. Рассматриваем ее ключевые аспекты и знаковые фильмы в этой статье.
Время чтения: 6 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Почему «новая» волна?

Конец 1950 и начало 1960-х во Франции ознаменовались разворотом культуры в сторону молодёжи. Это происходило во всех сферах: появляется новая модная одежда, эволюционирует музыка и, конечно же, рождается новая кинематографическая среда. Это попытка обновления старых канонов, протест против старых жанровых правил. герои непременно оказываются в состоянии борьбы — с обществом, с традициями, с самими собой. Они ищут и находят свободу.

Рождение новой волны

Годом рождения новой волны условно считается 1959-й, когда на Каннском фестивале прогремели фильмы Алена Рене «Хиросима, моя любовь» и Фран суа Трюффо «400 ударов». В 1960 году последовал фильм Годара «На последнем дыхании».
«Хиросима, моя любовь» (1959), реж. Ален Рене
Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер и Жак Риветт — кинематографисты, которых неизменно включают в список режиссёров, проповедовавших обновлённый стиль съёмки и отход от канонов. Они не учились на режиссёрских факультетах и не работали на студиях, однако всё равно были связаны с этим искусством: они были кинокритиками, изучали кино и его влияние на зрителя с «непрофессиональной» точки зрения. Главным журналом, в котором писали все эти критики, ставшие режиссёрами — Cahiers du cinéma.
Они страстно пропагандировали творчество Альфреда Хичкока и Говарда Хоукса — режиссеров, которые среди критиков и одухотворённой публики ассоциировались исключительно с низким коммерческим кино. Входившие в новую волну же видели в них авторов, выделяли авторский почерк и стиль. Тема авторства была очень важна для них, у каждого из них были личные особенности и излюбленные приёмы. К тому же, режиссёр должен был влиять на все этапы рождения фильма.
Ещё один «столп» этого направления — правдивость. Режиссёр должен быть предельно честен, потому что кино — это такая же реальность, как и то, что нас окружает. Поэтому такие визуальные приёмы, как непрерывные следование камеры за актёрами и резкие монтажные переходы важны: во многом они репрезентируют человеческую мысль, её сменяемость и мимолётность.

«400 ударов» Франсуа Трюффо

Этот фильм ознаменовал начало использования новых приёмов кинематографа, не свойственных павильонным съёмкам фильмов той эпохи. Кадры не статичны: если раньше режиссерам и операторам приходилось ограничиваться статикой, плавными движениями и переходами, то с появлением ручных камер всё изменилось. Теперь герой может свободно двигаться в кадре, а камера следует за его движениями, независимо от их темпа — прыжков, бега или спокойной ходьбы.
Сами процесс работы над фильмом тоже был революционным: Трюффо не заставлял юного актёра, игравшего Антуана, зубрить все реплики и рисунок роли, активно приветствуя импровизации на площадке. За счёт таланта актёра достигается передающийся зрителю на подсознательном уровне эффект свободы.
«400 ударов» (1959), реж. Франсуа Трюффо

«На последнем дыхании» Жан-Люка Годара

Фильм сильно вдохновлён американским нуаром: главный герой — преступник, с лёгкостью выходящий из совершенно разных положений. При этом в истории нем морализаторства, она заставляет зрителей самостоятельно размышлять над размышлять над жизнью персонажей, над природой человеческих отношений.
Длинные кадры, сопровождающие главного героя, лёгкий и смелый монтаж, подчёркивание визуальных вертикалей, параллельных линий — этим характерен стиль съёмки этого фильма. Режиссёр активно цитирует другие фильмы, в том числе нуар: одна из реплик Мишеля — узнаваемая (для знатоков жанра) цитата из «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона о любви.

«В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене

Фильм был снят по сценарию эссеиста и прозаика Алена Роб-Грийе, что наложило свой отпечаток: в эссе литератор не раз говорил, что стремится избавить свои тексты от глубоких знаков и символизма, прийти к реализму и более чёткому отображению действительности. Его стиль называют «знаками внутри себя» — ружьё теперь означает только ружьё, а не метафору события, которое произойдёт позже в тексте.
Сюжет не так важен, как визуал — фильм легко можно узнать по характерному кадру с геометрически высаженным садом, в который спускаются герои.

Мы так до конца и не понимаем, встречались ли мужчина и женщина в реальности — и режиссёр со сценаристом не помогают ответить на этот вопрос, давая каждый раз противоречащие друг другу трактовки.
«В прошлом году в Мариенбаде» (1961), реж. Ален Рене
«В прошлом году в Мариенбаде» постоянно разрушает причинно-следственные связи и играет со зрителем в интеллектуальные игры. Пространство и время непостоянны, привычные провествовательные приёмы не работают. Это достигается с помощью монтажа: нередко два соседних эпизода не сочетаются друг с другом, не соединены смыслом и даже отрицают друг друга. Закадровые комментарии не совпадают с картинкой, усложняя восприятие еще больше.
Эксперимент и сюрреализм — два наилучшим образом описывающих эту картину слова.

Кто ещё?

Кроме кинокритиков, активно писавших в Cahiers du cinéma, «новая волна» захватывала молодых режиссёров, на счету которых до этого были документальные неигровые фильмы. Это как раз Ален Рене, а также Аньес Варда, Жак Деми, Крис Маркер.
Несмотря на то, что в современном сознании «новая волна» ассоциируется лишь с несколькими режиссёрами, на самом деле их было много — целая плеяда кинематографистов, которые экспериментировали и снимали совершенно разные картины. В этом особенность термина: он описывает не конкретный стиль, а скорее дух времени.
Фото со съёмок фильма «На последнем дыхании»

Влияние

Многие современные режиссёры, снимающие независимое кино, говорят, что их источником вдохновения были старые фильмы французской новой волны. Это Полански, Скорсезе, Бертолуччи, Андерсон, Долан — список можно продолжать бесконечно.

Синефилы цитируют диалоги, режиссёры вписывают в фильмы оммажи узнаваемым кадрам и сценам. Например, в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи воссоздаётся сцена из «Посторонних» Годара, в которой герои пробегают по Лувру.
КИНЕМАТОГРАФ