Василий Поленов посвятил картине «Цезарская забава» много лет. Начав писать ее в Париже, художник закончил произведение уже в Петербурге. О каких цезарских забавах идет речь, рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Вдохновившись Европой
В 1872 году Василий Поленов отправился в пенсионерскую поездку от Академии художеств. Что такое пенсионерская поездка и почему Поленов в 27 лет вдруг стал пенсионером? В контексте художественной среды XIX–XX веков в России пенсионерская поездка была особым этапом образования для талантливых художников. Это было путешествие за границу, предоставляемое лучшим выпускникам Академии художеств для углубленного изучения искусства, обогащения опытом и освоения новых тенденций в мировой живописи.
Что касается Василия Поленова, то он отправился в пенсионерскую поездку после того, как вместе с Ильей Репиным получил золотую медаль от Академии художеств за свои работы. Свое путешествие Поленов начал с Германии, затем посетил Италию и Францию. Особенно художнику понравился Париж, где он и начал картину «Цезарская забава». Париж в тот период был центром культурной и художественной жизни. В отличие от итальянской художественной традиции, замершей во времени, Франция была наполнена бурной атмосферой новаторства. Там Поленов сформировал свой собственный стиль и подход к живописи.
Что касается Василия Поленова, то он отправился в пенсионерскую поездку после того, как вместе с Ильей Репиным получил золотую медаль от Академии художеств за свои работы. Свое путешествие Поленов начал с Германии, затем посетил Италию и Францию. Особенно художнику понравился Париж, где он и начал картину «Цезарская забава». Париж в тот период был центром культурной и художественной жизни. В отличие от итальянской художественной традиции, замершей во времени, Франция была наполнена бурной атмосферой новаторства. Там Поленов сформировал свой собственный стиль и подход к живописи.
Сюжет картины
Картина «Цезарская забава» Василия Поленова является ярким примером исторической живописи, в которой художник изобразил трагический эпизод казни раннехристианской мученицы в Риме.
На полотне представлена устрашающая сцена, где мученица, прижимая к груди крест, стоит перед стеной, а около решетки уже ждет разъяренный тигр. На лице жертвы читается отчаяние, но последние минуты жизни девушка переносит мужественно. Даже страх смерти не может заставить ее отказаться от веры.
Сверху, за балюстрадой, цезарь со свитой веселятся, наслаждаясь зрелищем казни. Жестокость царя и страдание мученицы — это аллегория на борьбу между добром и злом, верой и безбожием. Детали окружающего пространства, пятна крови и человеческие останки на земле, указывают на то, что эта казнь — не первая и, возможно, не последняя в этом месте. Картина представляет собой не только отдельный эпизод, но и символическую историю страданий христиан в Римской империи.
Сверху, за балюстрадой, цезарь со свитой веселятся, наслаждаясь зрелищем казни. Жестокость царя и страдание мученицы — это аллегория на борьбу между добром и злом, верой и безбожием. Детали окружающего пространства, пятна крови и человеческие останки на земле, указывают на то, что эта казнь — не первая и, возможно, не последняя в этом месте. Картина представляет собой не только отдельный эпизод, но и символическую историю страданий христиан в Римской империи.
Почему это происходило?
Гонения на христиан начались еще с Нерона в I веке нашей эры. Сцена, представленная на картине Поленова, — это одна из форм казни, так называемая damnatio ad bestia, при которой осужденного бросали на растерзание зверям на арене римских цирков.
Откуда такая ненависть? В период распространения христианства, языческие боги начали терять свое влияние на общество. Даже среди жрецов часто наблюдался скепсис. С укреплением христианства в обществе начали возникать конфликты с традиционными языческими верованиями. Изначально государство старалось сдерживать ненависть масс к христианам, но с течением времени Римская империя сама начала преследовать христиан. Одной из ключевых причин было отрицание христианами языческих богов. Тогда религия и государственность были тесно переплетены между собой, и государство считало необходимым поддерживать языческую религию в интересах политической стабильности.
Откуда такая ненависть? В период распространения христианства, языческие боги начали терять свое влияние на общество. Даже среди жрецов часто наблюдался скепсис. С укреплением христианства в обществе начали возникать конфликты с традиционными языческими верованиями. Изначально государство старалось сдерживать ненависть масс к христианам, но с течением времени Римская империя сама начала преследовать христиан. Одной из ключевых причин было отрицание христианами языческих богов. Тогда религия и государственность были тесно переплетены между собой, и государство считало необходимым поддерживать языческую религию в интересах политической стабильности.