Почему так сложно экранизировать литературу: за что Джон Форд получил «Оскар»
Имя Джона Форда знакомо всем киноманам. Режиссёр, знаменитый своими вестернами, стал классикой американского кинематографа. На это указывают и награды — у Форда четыре «Оскара». А самый знаменитый фильм режиссёра — одна из лучших экранизаций в истории кино. Давайте вместе разберёмся, за что режиссёр получил награды.
На самом деле на награды были номинированы далеко не все работы режиссёра. Но почти все из номинированных премию завоевали. И всё это — экранизации литературных произведений.
Так, первую славу принёс ему «Осведомитель» 1935 года. Возможности снять кино по рассказу ирландского писателя Лиама О'Флаэрти режиссёр добивался несколько лет, а добившись, закончил работу за три недели. Всё потому, что Форд понимал, как экранизировать драму времён войны за независимость Ирландии.
«Как зелена была моя долина» — единственный фильм Форда, завоевавший награду ещё и в номинации «лучший фильм». Литературной основой стал одноимённый роман Ричарда Левеллайна.
А право экранизировать рассказ Мориса Уолша режиссёр купил за 10 долларов. Получившийся фильм «Тихий человек» тоже завоевал «Оскар»!
Джон Форд и нобелевский лауреат
Отдельно стоит говорить о «Гроздьях гнева» 1940 года — легендарной экранизации романа Джона Стейнбека, посвящённого Великой депрессии.
Национальная трагедия показана через призму восприятия фермерской семьи из Оклахомы. Их пример — частный случай всеобщей беды. Они, как и остальные, брошены в пучину бедствия и вынуждены в одиночку с этим справляться. Так, например, главный герой Том нарушает условия своего условно-досрочного освобождения, когда отправляется в Калифорнию — но реальность такова, что другого выбора у него нет.
Стейнбек, а затем и Форд показывают отчаяние рабочих — они потеряли дом, вынуждены двигаться в неизвестность и надеяться на лучшее.
Вместе с этой семьёй по дороге идут тысячи таких же семей. В городе их будут презрительно называть «оки», а непроданные апельсины будут поливать керосином только для того, чтобы голодные люди не подобрали их. Впрочем, многие из них так и не доберуться до Калифорнии — они умрут в дороге или просто сойдут с пути.
Шоссе 66
Режиссёр знал, что значит экранизировать подобную книгу. С одной стороны, Стейнбек получил за роман Пулитцеровскую, а потом и Нобелевскую премию. С другой — в страхе за свою жизнь он всегда носил с собой ружьё. Кроме того, эта история для многих стала открытой раной и лишний раз волновать читателей Форд тоже не мог.
Поэтому фильм снимался тайно под фальшивым названием «Шоссе 66» — именно этой дорогой и двигались фермерские семьи. Перед ним стояла сложная задача — показать «Гроздья гнева» так, чтобы передать весь тот ужас и страх, о котором смело рассказал Стейнбек. И одновременно с этим иметь показать фильм миллионам зрителей.
Предварительно Форд должен был узнать, насколько правдиво всё то, что описал когда-то Стейнбек. Поэтому режиссёр отправил своих сотрудников в один из лагерей для переселенцев. И только убедившись, что всё было именно так и даже хуже, режиссёр начал съёмки.
Американская мечта
Фильм во многом довольно точно следовал сюжету книги. Но финал Форд сильно изменил. Вместо открытой и трагической концовки Стейнбека, в которой потерявшая ребёнка женщина кормит грудью незнакомого голодающего мужчину, режиссёр поместил пронзительный и воодушевляющий монолог о справедливости.
Это, конечно, полностью изменило тональность. В результате Форд не только поделился трагической и сокрытой от глаз правдой, но и вдохновил на борьбу. И запечатлел образ американской мечты — о том, что есть смысл сражаться за будущее.
Джон Форд и вклад в кинематограф
За своё творчество режиссёр получил «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. Произошло это в 1971 году, когда режиссёр уже был болен и находился в онкологической клинике. Впрочем, сами награды волновали его мало. Гораздо важнее было снять качественный фильм.
О первых своих трёх Оскарах он говорил так: «Один раз я поехал на рыбалку, второй раз был на войне, а в третий случайно напился».
Джон Форд — без сомнения выдающийся режиссёр. Его работы доказывают, как сложно бывает экранизировать литературные произведения. Чтобы сделать это, нужен особый талант.