До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Пуаро Агаты Кристи» – лучшая экранизация этой серии романов?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина

Приложение для саморазвития. Скачать


Агата Кристи – настоящая королева детектива, тиражи ее книг уступают лишь Библии и Шекспиру. Иронично в этой ситуации то, что во многом популяризации ее творчества способствовал кинематограф. Бесчисленные экранизации подогревают интерес к книгам, и почти каждый год выходят новые версии знакомых сюжетов.


Одним из ее самых популярных героев стал Эркюль Пуаро, который был создан в пику Шерлоку Холмсу. Его играли множество известных актеров, но после появления Дэвида Суше сложно представить в этой роли кого-то другого.

В чем же секрет Пуаро Дэвида Суше?


Агата Кристи и кино


Писательница очень долго не принимала кинематограф и считала его простым массовым развлечением. Не зря она написала множество пьес – и ни одного сценария. Кроме того, при жизни ей отчаянно не везло с экранизациями. Она получала множество запросов от студий и почти все отвергала, а из тех, что одобрила, не пожалела лишь об одной – ленте «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) Сидни Люмета.


Но в целом мнение о кино по мотивам собственных книг она вложила в уста своего альтер-эго, писательницы Ариадны Оливер, которая иногда работала с Пуаро: «Вы не представляете, какая это агония, когда берут ваших персонажей и заставляют их говорить то, чего они бы никогда не сказали, и делать то, чего они бы никогда не сделали. А если вы заявляете протест, вам отвечают только, что „так лучше для сценария“».

Возможно, если бы она дожила до сериала «Пуаро», то изменила бы свое мнение.


Рождение Пуаро


Если снова вспомнить Шерлока Холмса, то его образ в современной поп-культуре менялся десятки раз, каждый раз оставаясь узнаваемым. Но консервативный Пуаро – совершенно другой герой. Агата Кристи подробно описала детали его внешности и бытовые привычки, которые очень важны для его образа.


Идея о Пуаро пришла в голову писательнице, когда она наблюдала за бельгийскими беженцами после Первой мировой войны. Среди них мог быть кто угодно, в том числе и полицейский офицер. Писательница словно предвидела очень актуальную в будущем тему иммигрантов – поэтому даже спустя столетие Пуаро говорит на злободневную тему.

Трактовка образа


В кино 30-х гг. Пуаро был французом, затем – моложавым красавчиком. Раз за разом великий сыщик превращался то в комического героя, то в экспрессивного красавца, то в брюзжащего старика. А ведь образ Пуаро очень хрупкий. Да, в нем есть и эксцентричность, и черты денди, и старомодность, и некоторая сентиментальность. Но Пуаро в романах никогда не сводился лишь к одной из этих черт.

Можно поражаться педантичности и привычкам Пуаро, как его верный помощник Гастингс, иронично вспоминавший недовольство сыщика пальмами, которые высажены не параллельно друг другу. Или его системе ценностей: пылинка на любимых лаковых туфлях сыщика принесла бы ему «боль большую, чем от пулевого ранения». У него забавная внешность: маленький рост, акцент, яйцевидная голова и шикарные усы (главный предмет его гордости), при этом он обладатель безупречных манер, прекрасно оценивающий себя и окружающих.


Всегда можно посмеяться с Пуаро, но смеяться над ним – никогда. При этом он, конечно, никогда не был серьезен по отношению к самому себе настолько, чтобы превратиться в Наполеона от мира криминальных расследований или уверовать в свое всемогущество. Эту крайность допустил Кеннет Брана в «Убийстве в Восточном экспрессе» 2017 года.


Сериал «Пуаро»


Удивительно, но Дэвид Суше впервые сыграл противоположность Пуаро: ему досталась роль инспектора Джеппа в фильме 1984 года «13 за столом». Бельгийского сыщика тогда сыграл Питер Устинов. Но в 1989 году в одноименном сериале он начал играть самого Эркюля Пуаро. Он снимался при участии Розалинды Хикс, дочери Агаты Кристи, которая консультировала актеров и режиссеров.


Сериал начался с почти дословного переноса книжного текста на экран и впоследствии модернизировал сюжеты с учетом новых веяний, оставаясь актуальным на протяжении десятилетий, вплоть до своего финала в 2013 году. При этом он не разочаровал поклонников благодаря бережному отношению к материалу и Дэвиду Суше. Но помимо блистательного Пуаро, стоить отметить и остальных актеров – не зря Хью Фрейзер за роль капитана Гастингса получил премию BAFTA. Также великолепно справились со своими ролями Филип Джексон (инспектор Джепп) и Полин Моран (Мисс Лемон).


Дэвид Суше


Суше удалось создать образ Пуаро, который во многом противоречил сложившейся традиции – чудаковатого, немного уязвимого иностранца, который слишком формален и собран даже для англичан. Суше, который сам по себе щепетилен и аккуратен, подошел к подготовке очень серьезно. Он прочитал все произведения о Пуаро и выписал все описания сыщика, и, основываясь на них, составил список из 93 пунктов, где говорилось о привычках Пуаро. На съемках он постоянно с ними сверялся: Пуаро в сериале всегда кладет в чашку определенное количество сахара и никогда не меняет привычных жестов.


Суше изучал историю Бельгии, слушал французское и бельгийское радио, чтобы освоить акцент, и разработал специальную походку (денди Пуаро носил в книгах узкие лаковые туфли, которые влияли на его шаг) и часами общался с дочерью Агаты Кристи. Сейчас его можно назвать главным специалистом по Эркюлю Пуаро в мире.


Как и его герой, Суше много внимания уделял внешнему виду – вместе с гримерами он разработал идеальные усы, лично одобрял аксессуары и в первые 15 лет съемок носил лысеющий парик и накладки, которые создавали эффект полноты. Но не стоить думать, что все достоинства Дэвида Суше сводятся к внешним признакам. Он первым смог воплотить идеальный баланс между внешним и внутренним, который пыталась до нас донести Агата Кристи.


Конец сериала в 2013 году разбил сердца зрителям по всему миру с такой же силой, как когда-то смерть Пуаро в книгах. Дэвид Суше ушел из главной роли своей жизни на высокой трагической ноте, полной достоинства и гуманизма, очень важного для самой Кристи, о чём часто забывают кинематографисты. Конечно, это не значит, что больше никто не должен экранизировать приключения эксцентричного бельгийского сыщика, но нам точно еще долго ждать того, кто сможет достичь уровня великого сериала.

МНЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФ