С какими чувствами вы вспоминаете школу? Для кого-то это самое счастливое время: друзья, любимые учителя, дискотеки в актовом зале и мини-пицца в школьной столовой. Но многие хотели бы навсегда забыть этот период жизни. Какие травмы можно получить в школе?
Современные ученые считают, что на человека в равной степени влияет генетика, его собственная психика и социальная среда. Поэтому все, что с нами происходит в обществе, может оставить на нас отпечаток. В детстве, когда наша личность еще только формируется, мы огромную часть времени проводим в школе. Так что от одноклассников и учителей во многом зависит, какими мы вырастем.
Для ребенка школьный класс — это основная социальная группа, которая особенно важна в подростковом возрасте. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что эта группа нас примет. В школе можно без какой-либо причины стать изгоем. Обычно на роль аутсайдера выбирается просто кто-то непохожий на остальных. У всех есть свои индивидуальные черты, а значит, каждый из нас в теории мог бы стать изгоем.
Все это может привести к проблемам во взрослом возрасте. Например, у ребенка может сформироваться выученная беспомощность: он настолько отчаивается получить признание, что уже и сам начинает верить, что ничего не заслуживает.
Но откуда в детях берется такая жестокость? Эксперимент школьной учительницы Джейн Эллиот показал, что для ненависти достаточно самого ничтожного повода. Так, она придумала, будто голубоглазые дети умнее кареглазых, дала им привилегии, и кареглазые почти сразу стали изгоями. У них упала успеваемость и мотивация к учебе. Но когда Эллиот сказала, что она ошиблась и на самом деле кареглазые умнее, бывшие аутсайдеры точно так же отнеслись к тем, кто их травил, только их нападки были уже не такими интенсивными.
Сейчас ученые, к счастью, не ставят подобных опытов над детьми, но эксперимент крайне показателен: для буллинга нужно очень мало. Учителя и родители не всегда готовы вмешиваться в происходящее, да и не все знают, как это сделать правильно. Последствия этого могут стать фатальными и необратимыми. В школе мы учимся общаться, строить надежные привязанности и дружить. А жертву буллинга такой возможности лишают.
Дети, выступающие в роли агрессора, вовсе не обязательно сами по себе злые и жестокие. Обижая других, они могут компенсировать собственную низкую самооценку или недостаток внимания. У таких детей может попросту не быть навыков бережного общения из-за того, как с ними обращаются в семье. Во взрослом возрасте это может обернуться тем, что самооценка такого человека будет удерживаться только за счет принижения других.
Травмы через эмоции
Учителя часто наносят детям не меньше травм, чем одноклассники. Они могут делать это ненамеренно. Просто многие из них не учитывают, что работают с детьми и подростками, у которых есть свои особенности. Они ожидают, что ученики будут вести себя как взрослые: сидеть спокойно, адекватно реагировать на критику и замечания, не шуметь. Но часто это физически невозможно.
Учитель может ругать ребенка за то, что он постоянно вертится на стуле и не может сосредоточиться на теме урока. Но важно понимать, что неусидчивость и быстрая переключаемость вовсе не всегда говорят о проблемах с дисциплиной. Так может проявляться синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для таких детей очень важно понимать, что их примут и им помогут. Но зачастую на них вешают ярлык «хулигана». И если у ребенка нет поддержки за пределами школы, то он может поверить в то, что с ним что-то не так.
Когда дети подрастают и наступает переходный возраст, легче не становится. Во время активного полового созревания уровень гормонов, отвечающих за нормальное формирование тела, повышен. Побочным эффектом становятся импульсивность и подвижность психики. Именно поэтому домашка по математике способна превратить школьника в зверя. Кроме того, подросток может попросту не уметь с этими эмоциями справляться. Что и говорить, если даже многим взрослым бывает тяжело себя контролировать, хотя уровень тестостерона у них ниже.
В подростковом возрасте нам особенно важны поддержка и принятие: мы и сами не рады чувствовать так много всего и с удовольствием снизили бы эмоциональный диапазон. Но учителя нередко делают только хуже. Они могут наказывать за слишком громкий смех или унижать за слезы из-за двойки.
Слезы — это способ психики снять напряжение. Если учитель запрещает чувствовать боль и выражать ее, у ребенка формируется установка: «никому до меня нет дела». Эта разрушительная мысль приводит к сложностям во взрослой жизни: такому человеку трудно просить о помощи, он переносит все в одиночку, а значит, быстрее выгорает и больше склонен к депрессии.
Почему мы не любим учиться?
Школа становится настоящим испытанием для перфекционистов. Ведь есть столько предметов и уроков, на каждом ставят оценки, и все необходимо сделать идеально. Для этого перфекционист не жалеет ни времени, ни сил, он готов жертвовать сном, едой и общением с друзьями. А учителя с радостью подкрепляют это деструктивное поведение: выделяют отличника из всех и записывают в любимчики.
Превознося такого ученика над другими, учитель поднимает для него планку еще выше. Установка «либо пять, либо я ничтожество» вполне может укорениться в сознании ребенка на всю жизнь. При этом нет никаких гарантий, что из него вырастет ответственный взрослый, который все будет доводить до совершенства. Достигаторство может, наоборот, работать как стоп-кран для новых начинаний: если я не могу сделать что-то идеально, лучше за это вообще не браться.
Вам наверняка знакома ситуация, когда учитель литературы снижает оценку за сочинение, потому что ваше мнение неправильное. Или когда вы на контрольной по математике получаете правильный ответ, но его не засчитывают, потому что решать надо было другим способом. Кажется, что некоторые учителя просто запрещают детям думать самостоятельно. Они не ждут от учеников нестандартных ответов и творческого подхода. Но это именно то, что необходимо людям любых профессий. Сложные задачи требуют креативности, и этот навык можно тренировать. Но учителя часто не обращают на это внимания.
На самом деле школьная программа не предусматривает, что все ученики должны думать одинаково. Да, они должны знать, что писали о классических произведениях известные критики, и уметь решать задачи разными способами. Но это не значит, что им нельзя иметь свое мнение. Однако многим учителям проще проверить задания по методичке, чем оценивать аргументы учеников и объяснять, где они сделали логические ошибки. В итоге дети привыкают к тому, что их мнение никому не интересно и лучше поступать как все.
Школьная рутина и необходимость соблюдать множество правил способны убить всю любовь к учебе. Это может не только помешать академическим достижениям, но и загубить любую карьеру. В наше время быстрых научных открытий умение учиться просто необходимо. И если у вас со школы аллергия на учебу, вам будет сложно сориентироваться в современном мире.